Мария Новикова-Охонская,корреспондент: В допетровские времена на месте Летнего сада была дубовая роща, сейчас от неё осталось одно дерево. Его возраст — примерно три с половиной столетия. Оно пережило более 300 наводнений, три революции, Великую Отечественную войну, блокаду. Настоящий живой свидетель историй.
Живые свидетели истории — так и называется новый просветительский проект экскурсионно-экологической направленности. Его создатели разработали 6 интерактивных пешеходных маршрутов, пройдя по которым петербуржцы и туристы смогут познакомиться с хвойными и лиственными хранителями памяти о становлении Северной столицы. Абсолютные рекордсмены-долгожители отмечены в маршруте по садам Русского музея. Почтенный возраст некоторых живых экспонатов стал неожиданностью даже для специалистов.
Екатерина Жукова,заведующая сектором мониторинга зелёных насаждений садов Русского музея: В данном случае мы уже знали, что лиственнице не меньше 190 лет, поскольку по результатам инвентаризаций Летнего сада возраст на 12 год давался 180 лет. По её стволу, высоте мы предположили, а вдруг будет какая-то неожиданность. Решили проверить. Возраст признали 294 года.
Маршруты уже проложены в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах, на прохождение каждого стоит закладывать около двух часов.. Деревья на карте Петербурга стали своеобразными реперными точками, в привязке к которым экскурсанты узнают много нового не только о зелёных насаждениях разных эпох, но и об историческом и культурном контексте, о персонах и событиях, свидетелями и даже участниками которых стали деревья-старожилы. Так, например, на Невском можно найти берёзы, посаженные первыми космонавтами, а в Румянцевском сквере — дубы, слышавшие стихи Александра Блока в авторском исполнении.
Мария Новикова-Охонская,корреспондент: Первая точка нашего маршрута — дуб.
Алексей Кузнецов,координатор проекта «Живые свидетели истории»: Да, по всей вероятности, это самый старый дуб Лапухинского сада, который помнит ещё хозяина дачи. И это дерево вошло в маршрут за счёт очень удачного расположения с точки зрения ближайших исторических интересных объектов. Здесь начинается рассказ об истории сада.
Если в садах и парках деревья чувствуют себя более менее вольготно, то их зелёные собратья на городских улицах комфортными условиями похвастаться не могут. Непростой климат, пагубное влияние дорожных и инженерных работ, реагенты и бедность почв, загазованность воздуха и вандализм — вот неполный перечень факторов, влияющих на жизнь и здоровье деревьев в мегаполисе. Тем не менее, стойкости петербургским зелёным старожилам не занимать. Они, как и десятилетия, а то и века назад, стоят на своих, по праву, местах, очищают воздух, дарят тень, хранят память и надеются на заботу, защиту и уважительное отношение.
Алексей Кузнецов,координатор проекта «Живые свидетели истории»: Это дерево может быть не самое старое в историческом центре, но мы включили его в маршрут. Оно вросло в ограду здания, особняка. И вместо того, чтобы его пилить, повреждать или просто оставить, как есть, пустить на самотёк, что, конечно, привело бы к тому, что дерево бы пострадало или погибло, поступили очень разумно, по-петербургски. Чуть-чуть люди отошли от стандартного подхода и сделали немножко по человечески. И это дерево сохранилось, и я надеюсь, проживёт ещё очень долго.