Последняя треть учебного года — многим школьникам даётся тяжелее всего: внутренние ресурсы организма почти исчерпаны, внимание стремится к нулю, близость аттестационных работ страшит, но отвлекающие факторы преобладают над учебной мотивацией. Помочь ребёнку стать собраннее, а заодно и облегчить жизнь родителям помогут советы профессионала.

Владислава Шалапанова,детский психолог:

Дети склонны забывать ключи, мобильные телефоны, дневники, карандаши, то есть разные такие мелочи, которые нужно собрать. Если это привязать к чему-то. Сказать: «Смотри, у тебя 5 пальцев и когда ты выходишь у тебя должно быть столько же предметов, сколько у тебя пальцев». И мы проверяем. Так первое — самое большое, если ты идёшь в школу, у тебя точно должен быть с собой портфель. Второй момент — возможно, это сменная обувь. Ключи. Четвёртое — телефон. Ну и пятое — это может быть варежки или проездной, или деньги на обед, или ещё что-то.

Если у нас есть задача помочь ребёнку стать организованным, мы его учим каким-то простым алгоритмам «что за чем», что бы это и не вызывает потом сопротивления, и не требует какой-то энергии. Допустим, вот смотри, у тебя остался час до сна. У тебя есть задача проверить сухая ли у тебя обувь, сухие ли у тебя рукавицы, варежки, шапки, чистая ли у тебя форма, сборка портфеля. То есть что тебе нужно сделать прежде чем лечь спать.

Нам, чтобы выйти на организованность, способность ребёнка планировать своё время, свои действия, что-то не забывать. Нам, конечно, нужно начинать с чего-то, что даст ему какую-то внешнюю опору. Если ты приходишь на кухню и видишь, что у мамы завтрак не готов, ты можешь тут же быстро сориентироваться, пойти сделать что-то другое. И в этом отношении такие напоминалки или на холодильнике какие-то расписания, или какие-то цветные карточки. И то, что касается сборов, и то, что касается занятий каких-то. Оно позволяет на что-то опереться.

Дети — народ ещё более увлекающийся, чем взрослые. И, конечно, если у ребёнка есть какой-то люфт между тем как он пришёл домой и тем как ему нужно выйти, он открыл книжку, достал какую-то игрушку или ушёл в виртуальную реальность. И к тому моменту как он вспоминает про то, что ему надо на гимнастику, плавание, музыкальную школу или ещё куда, он может обнаружить, что собственно всё время уже ушло.

Самая простая штука — обычный самый будильник поставить за 15 минут, когда он может оторваться от своего какого-то дела, положить свою сменку или какие-то предметы, которые ему необходимы, и выйти.

Задача ребёнка — напрягаться как можно меньше. Она такая понятная, очевидная, может не очень радующая нас, взрослых, но тем не менее большинство детей, они, правда, настроены на то, чтобы как можно дальше отодвинуть процесс подготовки уроков и выполнение каких-то обязанностей. У нас есть вариант идти от ограничений и тогда мы превращаемся всё время в такого инквизитора, который всё время либо санкциями, либо с руганью, либо ещё с чем-то. Либо мы можем стараться дать какую-то собственную мотивацию ребёнку и найти за чем он пойдёт, что ему будет интересно. Что мы сможем сегодня сделать с тобой вечером, если ты к моему приходу успеешь сделать большую часть уроков, да ещё может быть мне поможешь? Что ты хочешь? Успеть вместе выпить чаю, пообниматься перед сном, почитать книжку, поиграть в Дженгу. Какие-то свои детские дела или совместные какие-то — выйти перед сном на прогулку. У него должна появиться какая-то собственная мотивация.

Мы не говорим про то, что ребёнок растёт-растут, мы за него собираем портфель, водим его за руку до школы, сидим вместе с ним, делаем уроки до конца 4 класса, а в 5 классе мы говорим: «Оп. Вот тебе карточки, вот тебе будильник, вот тебе готовый алгоритм, вот тебе на стеночке расписание. Всё давай сам». Так не работает. То есть мы именно потихонечку можем добавлять какие-то способы и в том числе потихонечку приучать его вот к этим алгоритмам.