В гостях у программы «Утро в Петербурге» Гульнара Кошимбетова, эксперт по профориентации, специалист института воспитания РАО, куратор просветительских проектов.

Тимофей Зудин,ведущий:
Четвёртая заключительная и решающая четверть в разгаре.
Людмила Ширяева,ведущая:
Более того, в разгаре подготовка к сдаче ЕГЭ, к написанию контрольных. Сейчас на пределе, я думаю, и родители, и их дети-подростки. Кстати, не все подростки к данному моменту определились с выбором будущей профессии или хотя бы с тем направлением, куда направить свой заинтересованный взор. Давайте им в этом поможем.
Гульнара Кошимбетова,эксперт по профориентации, специалист института воспитания РАО, куратор просветительских проектов:
Как помочь ребятам выбрать ту профессию, которая им правда интересна. Сейчас ребята могут переживать, что вроде уже поздно выбирать. Они переживают и за те свои выборы, которые могут не случиться. Этот страх нормален. Родителям важно настроиться и создать ту необходимую помощь, стать тем ресурсом, который поможет детям выбрать профессию. Но родители могут и не знать ряда профессий.
Людмила Ширяева,ведущая:
Что именно надо сделать родителям?
Гульнара Кошимбетова,эксперт по профориентации, специалист института воспитания РАО, куратор просветительских проектов:
Родителям главное – не мешать и помочь определиться, предложить пройти профессиональные пробы, посетить в своём городе колледжи и вузы, Дни открытых дверей. Сейчас самое топовое время, чтобы посетить ряд таких вот событий.
Тимофей Зудин,ведущий:
А что делать, если ребёнку хочется танцевать, а я уверен, что ему надо быть врачом? Или ребёнок из творческой семьи хочет быть IT-специалистом, как разрешить конфликт?
Гульнара Кошимбетова,эксперт по профориентации, специалист института воспитания РАО, куратор просветительских проектов:
Это типичная проблема. Предлагаю родителям отдать ответственность за этот выбор своим детям, поддержать, услышать их. Потому что часто мы просто не слышим, что хотят наши дети, не можем им подсказать, ведь так хотим реализоваться сами.
Тимофей Зудин,ведущий:
Так это же ребёнок. Вчера он хотел велосипед, сегодня скейт, завтра захочет быть танцором. Но мы же понимаем, что всё это несерьёзно. С высоты своего опыта можем что-то посоветовать?
Людмила Ширяева,ведущая:
Какие ошибки чаще всего совершают родители, пытаясь направить ребёнка в правильное, как они думают, русло?
Гульнара Кошимбетова,эксперт по профориентации, специалист института воспитания РАО, куратор просветительских проектов:
Обычно родители направляют ребёнка в ту профессию, которую сами не смогли реализовать или наоборот у них хорошо получилось. Иногда родители ограничивают выбор, говоря о том, что только эта сфера – самая лучшая. Родители не всегда точно могут подсказать, потому что сами боятся за будущее, и это понятно. Боятся, что дети не смогут себя обеспечить и выбирают те направления, которые сейчас уже не очень востребованы. Лучше обращаться к специалистам по профориентации и в центры занятости в том числе.
Тимофей Зудин,ведущий:
Есть какие-то онлайн тесты, которые ребёнок сможет пройти?
Гульнара Кошимбетова,эксперт по профориентации, специалист института воспитания РАО, куратор просветительских проектов:
Конечно, есть. Например, такие классные федеральные ресурсы, как https://trudvsem.ru/ , https://proektoria.online/. В Петербурге при центре занятости есть тестовые методики. Можете набрать в ВК, например, пройти тесты и получить результат.
Людмила Ширяева,ведущая:
Когда родителям начинать разговаривать с ребёнком о будущей профессии, обращать внимание, к чему тянется его душа, ориентировать?
Гульнара Кошимбетова,эксперт по профориентации, специалист института воспитания РАО, куратор просветительских проектов:
Вопрос ориентации совместный: родителей и школы. Должна создасться общая линия. По возрасту лучше начинать знакомить с профессиями ещё до школы, а выбирать позже. В начальной школе начинается ранняя профориентация, период профессиональных проб с 5 по 7 классы, а к 8 классу можно уже и понять, что хочется больше.
Тимофей Зудин,ведущий:
То есть мешать ребёнку в его выборе не стоит?
Гульнара Кошимбетова,эксперт по профориентации, специалист института воспитания РАО, куратор просветительских проектов:
Я считаю, если способности и интересы ребёнка сочетаются, и вы понимаете, что есть такая возможность и нет ограничений, которые могут помешать, стоит услышать ребёнка. Можно найти на нашем сайте запись трёхдневного марафона и посмотреть, как помочь ребятам.