— Кого там ещё принесло?

— Я не уйду, пока вы не посмотрите фильм!

Андрей Смирнов,ведущий:

Фильм «Первый Оскар» слава Богу выходит в российский прокат, потому что из-за пандемии, из-за всех этих волн коронавирусных он всё сдвигался, сдвигался. Вы будете смеяться, но мы писали интервью с вашим коллегой по фильму Антоном Момотом ещё прошлой весной.

Правда это или нет, что вы всегда чуть опасались военной тематики фильмов и эта картина для вас изменила отношение к данному жанру кино?

Тихон Жизневский,актёр:
Да, это правда, потому что всё время наши фильмы про Великую Отечественную войну мне казались не очень правдивыми, с какой-то не очень точной фактурой и неточными людьми — откормленными, сытыми, довольными жизнью. Не знаю, получилось ли в этом фильме переубедить себя, что наши могут снимать хорошие фильмы про Отечественную войну, посмотрим. Но опасения были, конечно.
Андрей Смирнов,ведущий:
А что сыграло — сценарий или режиссёр Сергей Мокрицкий?
Тихон Жизневский,актёр:
Сценарий! В первую очередь. Я когда прочитал, мне очень понравилось. Я во-первых, не знал, что наши кинематографисты получили «Оскар» в 43-м году — первый в истории страны, для этого специально в киноакадемии была придумана номинация «За документальный фильм». Я посмотрел этот фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой».

— До вас никто не делал такого материала. Ваш репортаж — уникальный.

Андрей Смирнов,ведущий:
И как ощущение, впечатление от фильма с точки зрения кино? Круто сделано?
Тихон Жизневский,актёр:

Да, очень. Но «Оскар» дали всё-таи из-за того, я думаю … ну люди, за океаном находясь, они не знали, что происходит здесь и увидели все ужасы войны, вот этих лежащих в минус 40 матерей с детьми, это на них, конечно, произвело, огромное впечатление. Не только за людей, которые за океаном, этот фильм посмотрел весь мир.

Он качественно очень снят, люди обучены — в то время операторы, которые снимали и боевые действия, там очень грамотно построен кадр.

Андрей Смирнов,ведущий:
А это правда, что авм пришлось осваивать работу оператора, чтобы понимать, что такое диафрагма, фокус?
Тихон Жизневский,актёр:

Ну, конечно, но это уже основы, из-за того, что ты постоянно на площадке находишься, ты уже примерно понимаешь, что как работает. И тут плюс еще, Сергей Мокрицкий — он по первому образованию же оператор, он все какие-то нюансы работы с камерой, как там всё устроено — он нам рассказывал и показывал. И у нас был на площадке консультант, который все эти старинные камеры музейные знает, как они там чего делают.

У нас были реальные музейные камеры, их привозили. И их там взрывать надо, грязью засыпать, а консультант — ой, не надо, пожалуйста, вот здесь аккуратно.

— Принимай кинооператора.

— У меня есть задание — снять бой.

— Окапывайся, скоро немцы позировать придут.

Андрей Смирнов,ведущий:
Нам Антон Момот рассказывал, что все вместе с актёрской точки зрения совершили подвиг, страдали в минус 40 в зимние съёмки.
Тихон Жизневский,актёр:
Ну Антон всё время преувеличивает почему-то, минус 30 там было. Но холодно было действительно. Было холодно. Мы правда были с Антоном в бекешах, в термобелье и очень хорошо одеты, но приходилось, конечно, помёрзнуть. Но вот Дарья Жовнер… там есть сцена: концертная группа ездит по фронту и перед военными выступает на улице, и ей, действительно, нужно было в платьице лёгком ситцевом в минус 30 — у неё начинала просто чернеть кожа, а она включалась в работу, в материал, так что она этого и не замечала, вот она могла бы и замёрзнуть.

— Съёмки документального фильма — это всегда непросто. Сейчас, во время войны — это ещё и очень опасно. Благодаря военным операторам мы можем узнать правду собственными глазами.

Андрей Смирнов,ведущий:
Как думаете, когда фильм выйдем в прокат, какая аудитория должна быть у фильма? Кто пойдёт смотреть?
Тихон Жизневский,актёр:
Я всё-таки изначально думаю, что это фильм для аудитории моих родителей, наверное, но теперь реальность … и уже всем можно смотреть его, я думаю.