Для чего нужен генеральный план Санкт-Петербурга, почему его называют «градостроительной конституцией» и как петербуржцы могут повлиять на содержание документа? Репортаж Антона Цумана.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«Продолжаем выпуск. Очень важная информация. В ближайшее время планируется начать общественное обсуждение документа, который во многом определит дальнейшее развитие нашего города. Называется он «Генеральный план Санкт-Петербурга». Проводить слушания будут в онлайн-формате. Срок слушаний определен федеральными нормами — один месяц. И по итогам общественных обсуждений будет сверстан итоговый документ, который внесут на утверждение парламента. И это будет, по сути, градостроительная конституция Петербурга на ближайшие десятилетия. Десятилетия, подчеркну. Хотите увидеть, как выглядит Санкт-Петербург будущего? Посмотрите на его генплан. Сделать это можно уже сейчас.

Для этого вам надо зайти на сайт Федеральной государственной информационной системы территориального планирования, там выбрать раздел «Санкт-Петербург» и изучать его. Пытливый взгляд может обнаружить, что новым генпланом предусмотрен, например, гигантский  намыв в районе Сестрорецка. Ещё планируется построить для связи между Красногвардейским и Невским районами Большой Смоленский мост. А в Левашово появится новый аэропорт, ничуть не меньше пулковского. А ещё: новые развязки, новые жилые кварталы — много интересного можно узнать, изучая этот документ.

И самое важное. Вы можете через депутатов вносить свои корректировки и предложения. После общественных обсуждений они будут сведены в один реестр и предложены к рассмотрению в Законодательном собрании. Если поправок и замечаний не будет, то генплан будет принят в том виде, в котором сейчас его можно увидеть на сайте Федеральной информационной системы.

Поэтому, если хотите участвовать в будущем Петербурга, проявите активность. Как это сделать, мы вам сейчас и покажем, и расскажем. Ведь все генпланы города всегда вызывали споры и бурные обсуждения. Вспыльчивый Пётр I вообще избил палкой автора первого генплана нашего города — француза Жана Батиста Леблона! Давайте в этих спорах тоже поучаствуем и посмотрим на наш генеральный план, Генеральный план Петербурга 21-го века. Антон Цуман продолжит тему».

Антон Цуман,корреспондент:
«Федеральная геоинформационная система территориального планирования. Поиск: Генеральный план Санкт-Петербурга. Переходим на карту города. Теперь включаем  зону деловой, зону жилой, зону смешанной, транспортную инфраструктуру. И вот, в режиме онлайн уже можно посмотреть, как будет развиваться город в ближайшие десятилетия».

Вот так, например, на компьютерной карте выглядит территория близ железнодорожной станции Лесное, южный пригород Санкт-Петербурга. Чётко размеченные фигуры — розовый цвет — жилая застройка, оранжевый — деловая. Да, если посетить это место в реальности, можно увидеть чистое поле. Но генплан уже позволяет слегка расширить горизонты времени и буквально заглянуть в будущее.

С профессором Международной академии архитектуры Ильёй Филимоновым пытаемся здесь, в настоящем, прогуляться по будущим улицам будущего города Южный — спутника Санкт-Петербурга. Стиль, этажность, облик — это ещё долго будет решаться архитекторами и проектировщиками. Но в какой территориальной зоне мы находимся, благодаря генплану уже можно узнать.

Идея строительства Южного прорабатывается ещё с нулевых. И из плана можно понять, для кого будет этот город. Рядом строится кампус «ИТМО-Хайпарк». Значит, это будут в основном студенты и работники вузов, которые будут жить в самодостаточном городе, а на выходные добираться в Петербург по железной дороге.

На карте не только будущие районы, но и будущие дороги. Вот, например, зелёная зона у моста Бетанкура. С точки зрения генплана, здесь автомобильная дорога — продолжение набережной Макарова.

Или другой пример. Лопухинский сад — объект культурного наследия. По логике генерального плана, здесь должна пройти автострада. Срок реализации обозначен — 2040-й год, тип — тоннель.

С точки зрения урбаниста Дмитрия Баранова, генплан можно назвать визуализацией всех возможных путей развития города. Концепт того, что может появиться. И то, что эта магистраль существует на плане, совершенно не значит, что она будет воплощена в реальности. В силу различных причин: от инженерно-технических до финансовых.

Но в НИИ Генплана, в учреждении, которое, по сути, и ответственно за его разработку, уверяют: генплан нельзя назвать гибким. Та красивая карта, которую мы видим — лишь визуализация сложнейшей взаимосвязи нормативов, правил, федеральных, региональных программ, планов и регламентов.

Экономические условия меняются — генплан остаётся. И даже ответ на задачу — нарастить объёмы импортозамещения в Петербурге — уже в нём есть. Для этого специалистам необходимо проверить, хватает ли для этого уже заложенных промышленных зон, внести коррективы. Каждый новый генплан есть развитие предыдущих. От петровской эпохи и до советской.

Центральный архив научно-технической документации. Этот когда-то строго засекреченный генплан Ленинграда 1935 года размером пять на пять метров здесь никому не выдают — нет такого помещения, в котором его можно развернуть целиком. Но даже на видимой части можно заметить, как город почти век назад тяготел к югу, подальше от тогда ещё близкой Финляндии. Эта же тенденция сохранялась и после Великой Отечественной. Да, что-то осталось на бумаге, но контуры современного Петербурга уже можно заметить и без увеличительного стекла.

Так что историю Петербурга смело можно назвать историей его генеральных планов. Например, и КАД, и даже ЗСД — всё это из эпохи Ленинграда. Ещё один пример — мост между Васильевским островом и Коломной. Идея, которая существует с середины 20 века.

Руководитель проектного бюро, урбанист Дарья Табачникова объясняет: генплан отвечает на вопрос, что строить и где строить. Появление переправы именно в этом месте — логично с точки зрения развития. Но пока на том берегу существуют адмиралтейские верфи, которые выполняют, в том числе, и гособоронзаказ — это дело точно не ближайших лет. Когда точно она появится и какой она будет — ответ на эти вопросы не входит в задачи генплана.

Но само появление того или иного объекта на карте генплана — уже повод заинтересоваться тем, как будет развиваться территория, вокруг тебя. Вот и Сергей Пестерев с инициативной группой жителей Сестрорецка узнали о том, что вдоль береговой линии планируется намыть целый остров.

К тому, что отражено в генплане, у Сергея и его единомышленников серьёзные замечания. Например, парк Гагарка, где уже размечена общественно-деловая зона застройки. Южнее — Тарховский заказник, где обитают 40 видов краснокнижных животных.

Сейчас для таких неравнодушных людей, как Сергей, наступает самое важное время — обсуждение и утверждение нового генерального плана Петербурга до 2050 года. Утверждать его предстоит нынешнему созыву Законодательного собрания. Но до этого момента будет объявлен 30-дневный период, когда каждый петербуржец сможет в электронном виде подать свои предложения и замечания в администрацию района, объясняет председатель комиссии по городскому хозяйству петербургского парламента Валерий Гарнец.

Когда начнётся этот 30-дневный период ещё не решено. Его объявят позже все городские СМИ. А пока это повод для каждого неравнодушного, пытливого и любопытного жителя города тщательнее вглядеться в проект генерального плана, чтобы лучше понять, а как будет развиваться территория, на которой мы живём. И ещё раз подтвердить факт  — будущее Петербурга зависит от нас, петербуржцев.