В финской Котке демонтировали бюст, посвящённый Владимиру Ленину. На территории Финляндии это был последний памятник политику, который подарил этой стране независимость. Почему это произошло? И как хранят память о Ленине у нас, в Петербурге? Репортаж Ивана Уварова.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «И ещё поговорим немного об истории. Продолжается война с нашими памятниками в Европе. На этот раз очередной жертвой стал Владимир Ленин. В финском городе Котка собираются демонтировать памятник в его честь. Скульптуру планируется теперь переместить в местный музей. Кстати, формально памятник Ленину в Котке вполне исторически оправдан. В августе 1907 года с участием Ленина в этом городе состоялась конференция РСДРП. Итак, всё. Больше памятников Ленину в Финляндии нет. Но они остались у нас. И не только на улицах и площадях. Но и в нашей памяти. Тему продолжит Иван Уваров».
ИВАН УВАРОВ,корреспондент: «Пожалуй, нет в нашей стране ни одного города, где не было бы улицы Ленина, бюста Ленина или памятника Ленину. К товарищу Ленину можно относиться по-разному. Эта история не об этом. Почему одни бережно сохраняют эти памятники, а другие убирают с глаз долой?»
Финская Котка — городок небольшой. Поэтому все новости здесь сейчас сосредоточены вокруг этого сквера имени Ленина.
Задумчивый и немного грустный Владимир Ильич. Сегодня он не вписывается в городской пейзаж. И в идеологию страны. И это последний сохранившийся памятник Ленину в Финляндии.
А это город Турку. Здесь памятник Ленину сначала заколотили фанерой, а затем перевезли в музей.
ИВАН УВАРОВ,корреспондент: «Декабрь 1917-го. В этом кабинете Ленин подписывает документ, который для Финляндии станет началом новой независимой жизни. И этим «благородным актом» он заслужил неразделимое уважение финского народа. Так спустя 42 года скажет президент Финляндии Кекконен, который лично приедет в Ленинград на открытие памятной таблички».
Получается, что пока одни хотят забыть или переписать свою историю, другие их бережно хранят. И даже создают новые.
И это тоже Ленин. Работа молодых петербургских скульпторов. В этом авангардном монументе, если приглядеться, можно узнать тот самый, знаменитый силуэт Ильича на Московском проспекте.
Юлия заведует музеем «Мастерская Аникушина», в фондах которого хранится как минимум 30 разных Лениных. 30 эскизов того самого ставшего культовым памятника Ленину на Московском.
А это та самая голова Ильича. Гипсовая модель, с которой потом отливали памятник. И вот он, перед тобой. Даже ближе, чем на расстоянии вытянутой руки. Словно живой. И смотрит прямо в глаза. Демонический. Героический. Целеустремленный. Таким мы привыкли видеть вождя. Но как он выглядел на самом деле? С гордостью рассказывает и показывает Вячеслав, научный сотрудник музейного комплекса в Разливе: «Мы видим совершенно нехарактерный для Ленина бровный узор, образ провинциального педагога, вовсе не вождя пролетариата».
Здесь само место, словно памятник Ленину. И здесь не просто хранят, но и собирают памятники Ленину. По долгу службы, конечно. Возле шалаша он разный. От немного сутулого и приземистого до идеально выверенного. У искусствоведов это называется «Ленинианой», в которой, как говорил Луначарский, должно отражаться «всё очарование изумительной эпохи».
Ну а это уже не шутка. Ленин действительно мог появиться вместо ангела на Александровской колонне. Но творение Монферрана спасла бюрократия. Пока проект, который, к слову, не сохранился сегодня, утверждали, идея сошла на нет. Потому что в этом ансамбле выглядел бы неорганично, как и пятиметровый монумент в небольшом дворике института Лесгафта.
Судьба этого Ленина могла бы быть трагичной. 10 лет назад его демонтировали с Варшавского вокзала. И хотели переплавить. Но в институте Лесгафта решили вождя спасти, потому что здесь ему и место.
И это один из тех примеров, когда Ленин по-прежнему, если не жив, то уж точно — одна из главных политических фигур в мире. Вот Румыния. Здесь несколько лет назад появился такой Ленин: вместо головы — розы в виде змей. Как символ равнодушия по отношению к политическим лидерам. На Гоа — непривычный нам цветной Ленин среди пальм. На Кубе — черный бюст и тянущиеся к нему белые люди…
Смольный. Здесь у каждого свои традиции. У сотрудников музея одни, а у чиновников другие. Все они спешат на работу исключительно по левую руку вождя — примета… Но в Смольный мы приехали не за этим, а за поиском ответа на вопрос, почему Петербург — до сих пор город Ленина? В котором из установленных 150-ти памятников сохранилось 90. Для сравнения, в Москве из 200 осталось 100. Заведующая научно-экспозиционным отделом музея «Смольный» рассказывает Ольга Фёдорова рассказывает, что Анатолий Собчак плохо относился к Ленину, говорил: «Я его не люблю, но пусть с ним разбирается история». Поэтому и памятники сохранились, и музей в Смольном сохранился благодаря Собчаку.
Да, к Ленину как к личности можно относиться по-разному. Но это часть нашей истории. И сами бюсты и монументы — это слепок эпохи, культурное наследие, которое одни уничтожают, а другие бережно хранят. На площадях, во дворах, в музеях или в сердце. Потому что памятник — от слова «память».