КСЕНИЯ СОТНИКОВА,корреспондент: Реставрационные мастерские Русского музея отмечают своё столетие. Ежегодно через них проходит более четырёх тысяч предметов, включая картины, иконы, скульптуры и даже мебель. Некоторым произведениям искусства буквально дают новую жизнь, тем любопытней заглянуть в мастерские.
Марат Дашкин бережно расчищает небольшой участок полотна. Картина художника Степана Ерёмича впервые на реставрации. Тем удивительней наблюдать, как из-под темного слоя загрязнений пробивается свет, изображённый живописцем.
— Кажется, как же мы её воспринимали раньше такой грязной? Она же такой и должна быть и это настолько очевидно.
Работа в реставрационных мастерских кипит с 1922 года. С тех пор многое менялось, но неизменными остаются принципы работы мастеров. Их тонкий подход и методики реставрации, которые продолжают хранить.
МАРАТ ДАШКИН,заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Государственного Русского музея: Старейшины нашей мастерской начинали работать еще при послевоенных реставраторах. Таких, как Марков, таких, как Брендаров, которые, собственно, заложили основы отечественной послевоенной реставрации Русского Музея. И сформулировали все методы, по которым мы, собственно, работаем до сих пор.
Детективным расследованием обернулась реставрация «Актеона». В своё время полотно вырезали из холста и похитили. Когда вернули — стали залечивать глубокие раны и установили истинного автора — Ивана Чмутова, а вместе с тем обнаружили прежде скрытые силуэты животных.
ТАТЬЯНА СЕРОВА,художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи Государственного Русского музея: В процессе работы раскрытия от старых слоёв лака и записей здесь внезапно проявились две фигуры двух собак. Голова серой и фигура чёрной.
Возрождают не только полотна, но и их облачения. Реставрация золочёных рам — тонкий и филигранный процесс. Настоящее волшебство происходит, когда мастер состаривает сияющее сусальное золото.
ИРИНА ВЕСНИНА,заведующая отделом реставрации золочёной резьбы Государственного Русского музея: Мы наносим матирующий состав и наша новая позолота по мере высыхания этого состава будет меняться в цвете. Она будет становиться не такой блестящей. Этот блик, который время убило на поверхности — мы убираем.
Настоящее таинство реставрации происходит в отделе древнерусской живописи. Дмитрий Пейчев, словно хирург, освобождает скальпелем икону с образом Николая Чудотворца от поздних записей. Под ними скрываются исторические детали, первоначальные лики.
ДМИТРИЙ ПЕЙЧЕВ,художник-реставратор отдела Древнерусской живописи Государственного Русского музея: Под поздней записью ещё есть авторская живопись. И, соответственно, мы можем её раскрыть до автора. Вот, например, рядом, рука — она полностью отсутствует. И в утратах под микроскопом видно, что под поздней рукой находится зелёный слой, относящийся к горкам.
Реставрируют и предметы убранства. Задача мастеров не только в том, чтобы обновить историческую мебель, но и подчеркнуть приобретённую ей в процессе бытования индивидуальность. Яркий пример — кресло из домика Петра I на Петроградской стороне.
АЛЕКСАНДР ДЕРЕВЕНСКОВ,ведущий художник-реставратор отдела реставрации фанерованной мебели Государственного Русского музея: XVIII века креслице. Когда мы стали на него смотреть — мы поняли, что вся кожа разная. Если на спинке толстая, коричневого цвета кожа, то уже со штопками такими старыми зашитыми уже через край, которые были сделаны скорее всего в XIX веке. И, вообще, это кожа уже не первоначальная, поставили старую кожу.
Столетие реставрационных мастерских в Русском музее отметили выставкой «Сохраняя историю». На ней представили более 300 произведений, которые в полной мере отражают работу реставраторов. Эпиграфом стало полотно Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Его реставрировали после громкого похищения из Третьяковской галереи в 2019 году.