Станция метро «Площадь Александра Невского-2» приняла первых пассажиров в декабре 1985 года, правда законченный вид наземный вестибюль обрёл только через пять лет, когда в нём установили мозаичное панно, изображающее битву дружины благоверного князя с тевтонскими рыцарями на льду Чудского озера в 1242 году.

АЛЕКСАНДР БЫСТРОВ,народный художник России:
Я на эту станцию приехал, посмотрел вестибюль, такой советский, круглый, набрался смелости и поехал в институт — Ленгипрометротранс, приехал к архитектору, спросил — можно ли что-то представить. Конечно. Это какое-то везение или провидение, сейчас конкурсы, тендеры. А тогда — пожалуйста, делай если хочешь. И я с жаром свойственным юности приступил.

Александр Кирович Быстров трудился над картоном — основой мозаичного панно весь преддипломный год и ещё два года — после в мастерской народного художника Советского союза, академика Андрея Андреевича Мыльникова. Благодаря серьёзной научно-исследовательской подготовке сцена боя была воссоздана с максимальной исторической достоверностью, кроме того, написано несколько десятков портретов — каждый, со своим характером и предысторией.

АЛЕКСАНДР БЫСТРОВ,народный художник России:
Рыжий немец — это сейчас председатель союза художников, Андрей Базанов, мы друзья, я его пригласил и он стал изображать немца. Вот этот — в светлой одежде, тоже мой друг Валера Купчин. Образ русского война подобен образу Есенина.

Автор увековечил в мозаике и себя, а вот для создания лика самого Александра Невского натурщика не привлекали, в его чертах Александр Кирович постарался воплотить собирательный образ — благородного, уверенного в своей правде защитника Отечества.

АЛЕКСАНДР БЫСТРОВ,народный художник России:
Потом я пытался изменить Невского, то плащ появлялся, то щит появлялся, как Невский танцор извивался в седле, и когда возникло решение что Невский разрубает мечом — взмах единственного меча должен положить предел немецкому этому наступлению.

После завершения работы над картоном, наступил ответственный этап перевода живописи в материал, он исполнялся в мозаичной мастерской Академии художеств, которая была организована ещё в середине XIX века для создания внутреннего убранства строившегося в тот период Исаакиевского собора. Для трёхтонного панно «Александр Невский» площадью 60 квадратных метров было использованное несколько миллионов кусочков смальты 600 оттенков.

АЛЕКСАНДР БЫСТРОВ,народный художник России:
Перед тем, как собирается большая мозаика, создаётся несколько образцов набора, выбирается размер камня, посмотреть, как работает цвет, убедительный образ. Вот эти образцы остались от того набора, который на станции.

За дипломную работу Александр Быстров получил серебряную медаль Академии художеств, признание коллег и возможность презентовать своё творчество миллионам горожан и туристов. Всего автор подарил нарядное мозаичное убранство 15-ти станциям петербургского метрополитена, однако главной в своей творческой судьбе и по сей день художник считает мозаику, посвящённую великому благоверному князю Александру Невскому.