Юля Чеснокова,корреспондент:
Сегодня благодаря самым современным NFT-технологиям каждый из нас может оцифровать, купить или даже хранить прямо у себя на телефоне любое произведение искусства. Неужели классические музеи падут под натиском виртуальных? Или нас ждёт новая эра цифрового арта?

А пока мир искусства сходит с ума по NFT-токенам. Это цифровой сертификат, на котором записана вся информация про произведение искусства. Его собственник может продать, а коллекционер купить за криптовалюту на специальных онлайн-маркетах.

Вероника Никифорова,искусствовед:
Самый сложный момент, который мы не можем понять, состоит в том, что NFT, вроде, принадлежит кому-то одному. И этот человек за него заплатил часто очень большие для нас деньги. Но скачать эту картинку или видео может абсолютно любой желающий. И в чём же смысл? А смысл в том, что NFT закрепляет за владельцем уникальные права собственности, которые значат, что именно эта картинка принадлежит какому-то конкретному человеку.
Алина Максимова,искусствовед:
Один из самых громких таких примеров, наверно, можно назвать NFT-объект художника Майка Винкельмана по прозвищу Beeple. Это такой коллаж в виде 5000 произведений, которые он создавал с 2007 года. Эта работа была продана на аукционе Christie’s за 69 млн. долларов США. И она как раз подогрела интерес к произведениям такого рода.

В России одной из первых технологию опробовала арт-группа AES+F. Художники знамениты в мире своими высокотехнологичными цифровыми видео.

Евгений Святский,художник, участник арт-группы AES+F:
Размер файла, тяжесть файла, так скажем, вес и длительность видео соответственно — они связаны со стандартом контракта, смарт-конрактом, который там установлен на этих платформах. А он не позволяет выше определённого количества мегабайт. А наши видео они такие большие, длительные. Поэтому сейчас с уверенностью сказать, что мы сможем привязывать, я пока не могу. Но возможно. То есть в этом есть смысл, конечно, но пока это в значительной степени сфера экспериментов и исследования возможностей.

Впрочем спросом на торгах пользуются не только цифровые объекты, но и виртуальные копии реальных шедевров искусства. Так 5 картин Эрмитажа ушли с молотка за 450 тысяч эквивалентных доллару стейблкоинов. А уже в ноябре в главном музее страны откроется выставка, посвящённая сути нового явления NFT.

Дмитрий Озерков,заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа:
В современном мире появляются цифровые двойники всего. И музеи в данном случае находятся на передовой. Именно музеи создают свои цифровые двойники. Эрмитаж тоже работает над созданием цифрового двойника себя, цифрового двойника коллекции и зданий. И эта выставка «Незримый эфир», она будет полностью виртуальной. Она будет находиться в виртуальном пространстве Биржи. Это будет первая ласточка этого направления.

Вместо билетов зрителей ждут ссылки и QR-коды. Наведя на них свой телефон, можно будет попасть внутрь виртуальной Биржи. Ведь виртуальная реальность — лучшее место для диалога о цифровом искусстве, уверены в музее.