ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК,корреспондент: Магия или просто немного физики. Все эти чудеса только в Кронштадте на форту «Константин», потому что здесь — единственный в России музей, маяков. И сегодня расскажем о самых необычных экспонатах.
Практически всё, что вы видите, — в рабочем состоянии. Поэтому экскурсоводы показывают, как использовать старинные приборы.
ИРИНА БОСЕНКО,старший научный сотрудник Музея маячной службы: Можем поставить одну такую лампу сюда, в корабельный фонарь середины прошлого столетия. Согнём коленки и посмотрим с такой высоты, увидим вертикальную красную полоску. Это и есть работа сердца маяка, главного его элемента. Это линза Френеля.
ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК,корреспондент: Здесь можно наглядно понять, что такое линза Френеля. Она состоит из отдельных стеклянных колец. Посередине так называемый бычий глаз. Самое тяжёлое и толстое стекло. Если поместить внутрь источник света, луч преломляется, и выходит направленный пучок.
Давайте посмотрим, что будет, если выбрать источник света помощнее. Для этого переходим в зал залитый синим светом. Здесь свою пенсию проводит один из самых ослепительных экспонатов коллекции — французская линза начала 20 века. Почти 100 лет она служила на маяке петербургского Морского канала. Только в 2012 году её заменили на современное оборудование.
ИРИНА БОСЕНКО,старший научный сотрудник Музея маячной службы: И по иронии сейчас за ней стоит то самое современное светодиодное оборудование кратное по мощности лампе 1000 Вт. Поэтому мы её закрыли синим светофильтром, чтобы не ослепить гостей. Но можем его приподнять и показать, как это получается ярко.
Даже такой лампочки 24 ватта было достаточно, чтобы линза светила кораблям Петербурга на расстояние 24 километра.
Таким образом сила источника света увеличивается в 5-7 раз. А чтобы точно все поняли, как работает линза Френеля, создатели музея соорудили специальный стенд. Признаются, идею позаимствовали за границей.
МИХАИЛ БОРОДАВКИН,директор Музея маячной службы: Мы подсмотрели у супостата. Увидели американский ролик, там американские ребята разрезали линзу Френеля и с помощью указки показывают, как она работает. Мы решили повторить, но оказалось, что всё очень непросто. Ушло полтора года на эту работу. Самое сложное оказалось сделать вот эти стеклышки, в которых бы правильно преломлялся свет.
Такой доступ к экспонатам — только у хранителей музея, но кое-что потрогать разрешают и заинтересованным посетителям.
ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК,корреспондент: Даже самые мощные линзы практически бесполезны во время туманов. В таких случаях маячники подавали кораблям звуковые сигналы. Например, с помощью туманного горна корабельного назначения. Издают такие утробные звуки до тех пор, пока корабль не выйдет из опасной зоны.
И это только малая часть маячного оборудования, которое едва не исчезло, когда пришли современные навигационные системы. А вот самим «стражам морей» — вымирание пока точно не грозит. Только в Финском заливе их порядка 30. И все активно используются. Потому что GPS и ГЛОНАСС – это хорошо, но надежнее маяков человечество ещЁ ничего не изобрело.