В гостях у программы «Утро в Петербурге» Антон Притула, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа.

Дарина Шарова,ведущая:
В рамках года Египта в России Государственный Эрмитаж отметил День Египта в Эрмитаже открытием сразу двух выставок: «Египет в Эрмитаже. Мумии меняют имя» и «Египет в Эрмитаже. После мумий».
Николай Растворцев,ведущий:
Обе выставки подчёркивают историческое единство культуры Египта в разные эпохи. В чём особенность выставки «Египет в Эрмитаже. После мумий»?
Антон Притула,кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа:
Особенность подчёркнута в заголовке. На выставке показано то, что происходило после мумий. Как говорят многие наши коллеги, большая часть событий на земном шаре произошла после мумий. По крайней мере, этот период не менее интересен, чем период Древнего Египта. Наша выставка рассказывает о периоде поздней античности и переходе в Средневековье. Таким образом мы показываем, как античные мотивы трансформируются в христианские, когда христианство становится основной религией в Средиземноморье. А после арабского завоевания всё это постепенно меняется на исламские сюжеты. Более того, как известно, христианство и ислам сосуществуют в Египте до сих пор. Мы показываем сложное сосуществование различных культур в различные периоды.
Дарина Шарова,ведущая:
Насколько отражена религиозная жизнь Египта в тех предметах и экспонатах, которые можно увидеть на выставке?
Антон Притула,кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа:
Выставка наша, конечно, маленькая. Всё богатство культурной и духовной жизни показать в ней, конечно, было невозможно. Поэтому мы попытались отразить основные моменты в наиболее интересных памятниках. Некоторые из них культовые. Например, лампа для мечети XIV века с именем султана, который её жертвовал. Также различные светильники для христианских церквей, на примере которых можно увидеть, как менялась форма. Всё начиналось с усвоения античности, которая развивалась и перерабатывалась во времена христианства. А когда Египет стал частью исламского мира, не произошло переворота. Античные и христианские мотивы продолжали использоваться и в мусульманское время. В какой-то момент уже даже трудно сказать, кто из мастеров мусульманин, а кто христианин. Это не всегда очевидно. А зачастую они даже работали вместе для различных заказчиков. Картина была гораздо более сложной, чем это кажется.
Николай Растворцев,ведущий:
На выставке нас привлёк предмет похожий на вазу. Это ваза?
Антон Притула,кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа:
Предмет похож на вазу, но не ваза. Потому что это лампа. И мы неслучайно поместили её в одну витрину с другой лампой, продолжающей античные традиции. А та лампа, которая заинтересовала вас, типичной мусульманской формы из стекла с эмалями. Подобные лампы украшали различные мечети, медресе и мавзолеи –мусульманские культовые сооружения. Часто султаны и эмиры, то есть правители и сановники жертвовали сотни таких ламп в различные религиозные учреждения, повелевая указывать на них свои имена. Потому что это было предметом благочестия. Такие вот лампы, украшенные разноцветными эмалями, были очень популярны в Европе, где их научились делать только в конце XIV — начале XV века. Сейчас в частных коллекциях в Европе можно увидеть массу таких предметов. А тогда европейцы, в частности венецианцы, закупали их в качестве дорогих импортных товаров.
Дарина Шарова,ведущая:
С чем связано то, что на большом количестве предметов изображены сюжеты и мотивы с рекой Нил? Эта река, конечно, имела для египтян особое значение, но может мы чего-то не знаем?
Антон Притула,кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа:
Она имела огромное значение, потому что от разливов Нила и уровня воды зависело плодородие, урожай и фактически уровень жизни. Но с другой стороны, есть традиция, которая восходит к античности и ещё более ранним временам. И в средневековье, и в мусульманское время это часть культурной традиции. Нильские сцены продолжали тиражироваться и воспроизводиться даже в мусульманское время. Это очевидно воспринималось как некое культурное наследие. Даже мусульмане эти античные сюжеты с Нильскими сценами всегда воспроизводили, иногда и не понимая, что это такое.