В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ольга Съедина, научный сотрудник Отдела Западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.

Тимофей Зудин,ведущий:
Эрмитаж. Говорим и показываем по четвергам. В нашей программе мы рассказываем о проектах, экспозициях и выставках Государственного Эрмитажа. В Пикетном зале открылась выставка под названием «Cartier: продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие дома Cartier». Причём это не просто выставка, а настоящий рассказ о 120-летней дружбе России и известного французского ювелирного дома.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Сотрудничество Государственного Эрмитажа и Дома Картье началось, если не ошибаюсь, в 1992 году, когда была представлена первая выставка «Искусство Картье». Как за эти годы развивались отношения?
Ольга Съедина,научный сотрудник Отдела Западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
Так интересно получилось, что спустя почти 30 лет вновь в стенах Зимнего дворца петербургские зрители и гости столицы могут любоваться изделиями Картье. Начиная с 2016 года возникает идея реставрационного проекта. Фирма Картье выступила меценатом. Благодаря финансовой поддержке наши реставраторы смогли вернуть экспозиционный вид памятникам из собрания Государственного Эрмитажа.
Тимофей Зудин,ведущий:
Пять восстановленных предметов из запасников представлены на выставке. Что было самым сложным в процессе реставрации? Почему она так долго проходила?
Ольга Съедина,научный сотрудник Отдела Западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
На каждый памятник выделялся один год. Больше всего трудностей у мастеров вызвала реставрация немецкого кабинета аугсбургских мастеров. Кабинет покрыт серебряными накладками, каждая из которых была снята, почищена и вновь закреплена.
Тимофей Зудин,ведущий:
Мы знаем характерный почерк ювелиров Фаберже. А что объединяет мастеров Дома Картье?
Ольга Съедина,научный сотрудник Отдела Западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
Сложно выделить один стиль. А вообще история этой фирмы делится на до и после Картье. С 1899 года, когда во главе фирмы Альфред и внуки того самого первого Луи-Франсуа Картье, они утверждают себя как фирма, которая ищет свой собственный стиль. Их страстью и любовью была эпоха Людовика XVI – французский классицизм. Базируясь на нём, они создают знаменитый стиль гирлянды: платина, горный хрусталь, бриллианты. Затем любовь к этому стилю охладевает, и тогда они уже обращаются к индийским мотивам. Браслеты Tutti Frutti являются знаковыми для этой фирмы.
Ксения Бобрикова,ведущая:
В каком случае ювелирные изделия становятся уже предметом искусства?
Ольга Съедина,научный сотрудник Отдела Западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
Когда вещь является уникальной, сделана под заказ, и мы не говорим о её тиражируемости. Когда это что-то уникальное, созданное для богатого знаменитого клиента.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Прежде чем идти на выставку, что стоит почитать, чтобы погрузиться в тему?
Ольга Съедина,научный сотрудник Отдела Западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
Литературы очень много, и каждая выставка Картье сопровождалась отдельным каталогом. Я бы дала такой совет: пойти в Эрмитаж и зайти в особую кладовую. Там можно посмотреть все этапы развития ювелирного искусства. Тогда, мне кажется, легче, проще и понятнее будет воспринимать то, что представлено на выставке.
Тимофей Зудин,ведущий:
Может ещё что-то по российской истории, ведь этот ювелирный дом был тесно связан и с великими князьями, и в принципе с императорской семьёй?
Ольга Съедина,научный сотрудник Отдела Западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
У Картье была покровительница – Марья Павловна. Она даже помогла организовать магазин на Дворцовой набережной, 28 и регулярно помогала проводить выставки. Дважды в год, начиная с 1908 года Картье открывали временные выставки для привлечения клиентов. А в 1912 году Николаю II было преподнесено Пасхальное яйцо от фирмы.