Российская национальная библиотека, площадь Островского, дом 1-3

Андрей Смирнов,ведущий:
В 30-40-е годы XVI века по инициативе архиепископа Новгородского, а впоследствии митрополита Московского и Всея Руси Макария был создан уникальный 4-томный книжный памятник, вошедший в историю как «Великие Четьи-Минеи». Он включал в основном церковно-назидательные и исторические тексты, а также многочисленные жития христианских святых. Именно в «Великих Четьях-Минеях» мы впервые встречаем и новую редакцию Жития святого благоверного князя Александра Невского – его жизнеописание разбавлено чудесами!

Отдел рукописей РНБ

ЕКАТЕРИНА КРУШЕЛЬНИЦКАЯ,заведующая сектором древнерусских фондов Отдела рукописей РНБ:

В XVI веке при митрополите Макарии происходила канонизация святых русского пантеона, надо было формировать этот пантеон и Александр Невский был канонизован в 1547 году. А этот процесс был обусловлен обязательным составлением жизнеописания князя. И вот на основании того, что мы читаем в летописях. Как раз по заказу митрополита Макария создаётся так называемая Владимирская редакция жития — первое житийное повествование. Именно эта редакция потом распространялась во всех минейных четиях-сборниках, именно так они и назывались «четия-минея» — читать, «минея» -месяц: то, что мы должен прочитать в месяц каждый благочестивый христианин.

И вот здесь представлено как раз житие Александра Невского под 23-м ноября, когда празднуется его память. И здесь мы видим, что уже и оформление этого текста совершенно другое, оно «четия» — читать именно про этого святого. Очень аккуратно выписанный заголовок «Месяца ноября 23-й день». Слово похвальное благоверному великому князю Александру — новому чудотворцу. И вот мы видим, что здесь начинается это всё уже более развёрнутым вступлением, всё повествование подчиняется канонам биографического жанра, насыщено красивыми словами, оборотами красноречивыми. Но канва историческая выдерживается естественно та, которая была взята из летописец.

Естественно здесь о первом чуде повествуется, когда князь простирает свою длань с духовной грамотой. Но по регламенты канонизации было необходимо, чтобы были чудеса. То есть если ты святой — у тебя должны быть чудотворения. И, конечно, уже даже в самом первом виде житийного повествования обретаются у нас несколько чудес: кажется их тут 13.  То есть исцеления у раки святого, все они тут написаны и служат таким вот объектом благочестивого чтения.

Перенесение мощей состоялось у на уже в петровскую эпоху — в 1724 году, когда перевезли сюда в Петербург, и надо сказать, что всё это время святой благоверный князь — он продолжал оставаться чтением человека Древней Руси или новой Руси. И вот эта редакция потом несколько раз видоизменялась вплоть до XVIII века. И на это перенесение мощей тоже был написан текст. Вот такой типичный четий — сборник после митрополита Макария.

«Великие Четьи-Минеи», годы написания: 1530 – 1541

Андрей Смирнов,ведущий:
 «Великие Четьи-Минеи» митрополита всея Руси Макария — это книжный свод из 12 рукописных книг огромного объёма и размера, которые должны были вобрать «все святые книги», почитаемые и читаемые на Руси. Таким оразом «Великие Четьи-Минеи» это — своего рода энциклопедией русской книжности 16 века. Их формирование длилось около 25 лет. Научное издание текстов «Четий-Миней» было начато Археографической комиссией Академии наук в 1863 году и продолжалось до 1916-го, но в полном виде до сих пор этот ценный вид древнерусского дидактического источника так и не опубликован.