В гостях у программы «Утро в Петербурге» Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль».
Людмила Ширяева,ведущая: Сейчас в России проводится эксперимент по маркировке отдельных видов молочной продукции, а с 20 января начнётся поэтапный переход к обязательной маркировке. С 1 июня 2021 года маркировка станет обязательной для мороженого и сыров. Завершающий этап запланирован на декабрь 2023 года. Однако стоит сказать, что и раньше продукты маркировались, иначе как бы мы о них получали информацию. Всеволод, что изменилось?
Всеволод Вишневецкий,председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Глобальных изменений не произошло и не произойдёт. Забивать этим голову простым потребителям пока не следует. С 20 января начинается добровольная маркировка и даже то, что она будет обязательной — это пока ещё не подтверждается ситуацией на рынке. Возможно, что маркировку либо отменят, либо перенесут на более поздний срок, потому что это очень затратная вещь. Эксперты посчитали, что затраты на неё всей российской молочной промышленности составят свыше 35 миллиардов рублей и могут дойти до 50 миллиардов. Только представьте, что надо промаркировать каждый пакет молока, пачку творога, стакан сметаны! Технически на сегодняшний день сделать это невозможно. Что же касается прибыли нашей молочной промышленности, то за пошлый год она составила 35 миллиардов рублей. Получается, что все эти деньги должны пойти на маркировку.
Николай Растворцев,ведущий: Скажите, а что нового должно появиться в информации на упаковке? Ведь срок годности, содержание полезных веществ и производитель – всё это уже есть.
Всеволод Вишневецкий,председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»: В том-то всё и дело. Ничего нового в этом коде квадратном цифровом, который должен появиться на упаковке, не будет, кроме криптохвоста, где шифруется информация о том, что этот знак принадлежит именно этому производителю.
Людмила Ширяева,ведущая: Получается, что это будет только ради того, чтобы одни не выдавали себя за других?
Всеволод Вишневецкий,председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Самое интересное, что сегодня доля контрафактной продукции на рынке молочных продуктов составляет менее 0, 01%. Кстати, и доля фальсификации снижается, сейчас она уже меньше 4%. Но с фальсификатом этот знак бороться не может, здесь более действенны штрафы и проверки. Получается, что маркировка продукции создана для учёта продукции и повышения налогооблагаемой базы. Недобросовестные производители всё равно найдут лазейки, а вся нагрузка ляжет на добросовестных производителей и приведёт к удорожанию молочной продукции в магазинах. Эксперты посчитали, что при введении этой маркировки стоимость одного килограмма молочной продукции увеличится на 5 рублей. И для рядового потребителя это существенное повышение цены. Такая система хорошо работает с дорогими товарами, например, с шубами. Если мы покупаем товар за десятки тысяч рублей, а маркировка стоит один рублю, то здесь повышение цены ощутимо не будет. Это оправдало себя в легкой промышленности и в фармацевтической, но молочники пока против.