На этой неделе вручили главные театральные награды нашего города. «Золотой софит» окончательно и безапелляционно указал нам, кто лучше всех работал на сцене в течение года. Даже список лучших из лучших внушительный. Но я считаю, что победителей судят награды. В этом смысле есть бесспорный лидер – спектакль «Сирано де Бержерак», поставленный в театре «Мастерская» Александром Баргманом.
«Сирано» принес создателям сразу три золотые статуэтки, помимо признания его лучшим спектаклем на большой сцене. Приз за лучшую мужскую роль получил исполнитель Сирано Евгений Шумейко и сам Александр Баргман, а еще один, за лучшую работу режиссера.
Если искать этому объяснение, знаете, сам режиссер, еще в начале этой работы, говорил мне, что его задача как постановщика в том, чтобы воплотить эту известную романтическую историю в романтических традициях, в духе театра «Мастерская». И, действительно, это ему удалось.
На днях Александр Баргман принимал и другие поздравления – с премьерой. В театре имени Комиссаржевской поставили его спектакль «Анна в тропиках». История действительно о ней, о том, как «Анна Каренина» – роман Толстого – меняет судьбы живых людей в городе Тампа штата Флорида. Другие берега, иные нравы, что вообще американцы понимают в нашей классике – у режиссера допытывался Павел Богданов.
«Куба-далеко, Куба-рядом». Популярная песня в советские времена. Но оказалось, что и для кубинцев Россия куда ближе, чем кажется. На фабрике во Флориде, где эмигранты с Острова Свободы скручивают сигары, была традиция нанимать работников, которые скрашивали часы монотонного труда чтением книг вслух. В пьесе Нило Круза «Анна в тропиках» читают «Анну Каренину». Роман Льва Толстого начинает менять жизнь людей вокруг. За эту пьесу Нило Круз получил Пулитцеровскую Премию в 2003 году.
АЛЕКСАНДР БАРГМАН,режиссер: «По конструкции – это очень сильно, по ролям, персонажам, которые в этой пьесе живут – очень классная возможность для актеров в плане сочинения диалогов. Это внешняя сторона, а суть самой пьесы – во влиянии искусства, в частности литературы, на жизни».
Перед тем как ставить этот спектакль, Александр Баргман съездил на Кубу, чтобы пропитаться местным колоритом и понял, что делать постановку с сильными этническими мотивами – занятие бесполезное. Потому играть в Кубу на сцене Театра имени Комиссаржевской не стали.
Осталась местная музыка и, конечно, сигары. Но предлагаемые обстоятельства здесь важнее места и времени действия. Эта история могла случиться в любой стране и в любом десятилетии.
К самой пьесе Александр Баргман отнесся предельно бережно, сохранив все основные сюжетные линии. Правда, добавил одного героя – молчаливого свидетеля, наблюдателя, аллегорию происходящего на сцене.
АЛЕКСАНДР БАРГМАН,режиссер: «Как ставить спектакль в Театре имени Комиссаржевской без Маргариты Бычковой – это довольно странно. Поэтому мы сочинили такую кубинскую тетеньку, с позиции которой мы смотрим на эту историю».
МАРГАРИТА БЫЧКОВА,заслуженная артистка России: «Для меня это такой первый опыт, когда ты вместе с актерами проживаешь каждую сцену и не можешь ничего сказать. Но ты прекрасно понимаешь, что без тебя в этот момент тоже нельзя – режиссер для чего-то тебя придумал.
Уже под конец наших репетиций – на сдаче, когда появился зритель – все срослось. Очень сложно не разговаривать на сцене».
Владелец фабрики, его жена по имени Офелия – еще один литературный «привет» Нило Круза их дочери. Все они вольно или невольно примеряют на себя маски главных действующих лиц «Анны Карениной». И оказывается, что сила литературы куда больше, чем можно себе представить.
Неожиданно, в жизни этих людей как в зеркале отобразились все перипетии одной из главных книг 20 века. Игра в литературные параллели как повод разобраться в себе. Даже если ты никогда не слышал про Льва Толстого.
АННА ВАРТАНЬЯН,актриса: «Первый раз в жизни играю женщину, которая не страдает, не рефлексирует. Она сохраняет гнездо, рай, который эта семья утратила, и постоянно действует».
Пережить, понять, простить. И продолжать идти дальше удается не всем. Как в реальном мире, так и в литературе. Кого-то пройденные трудности делают сильнее, кого-то заставляют терять человеческий облик. Но, закрыв последнюю страницу книги, они открывают новую главу. Уже своей жизни.