На прошлой неделе завершился фестиваль «Балтийский дом». Победителем стала совсем свежая работа Иосифа Райхельгауза «Фаина. Эшелон», воспоминания его матери на сцене.
В главной же роли Елена Санаева. Невозможно охватить вот так – пунктиром – образ заслуженной артистки, кроме как выразить недоумение, почему не народной? Если ее Лису Алису знают все в стране, что еще может быть народнее? У званий и наград своя логика.
Но, не уступавшая в харизме своему партнеру в этом фильме и мужу, непревзойденному Ролану Быкову, она, возможно, все же находилась в тени талантливых родственников. Начиная с отца – замечательного актера Всеволода Санаева, потом Ролана Быкова, и наконец даже сына, Павла Санаева, написавшего прогремевшую повесть «Похороните меня за плинтусом», страницы которой раскрывают многие обстоятельства настоящей жизни актрисы.
Как бы там ни было, есть еще многое, что можно рассказать о жизни и творчестве Елены Санаевой. Подробностями искренне интересовался Павел Богданов.
ПАВЕЛ БОГДАНОВ,корреспондент: «Режиссер «Театра Современной пьесы» Иосиф Райхельгауз сказал, что принес вам книгу его мамы, на основе которой и создан спектакль. И Вы сразу сказали, что хотите это сыграть. Это правда?»
ЕЛЕНА САНАЕВА,заслуженная артистка России: «Не совсем так. У нас есть спектакль «Умер-шмумер, лишь бы здоров». Еврейские анекдоты, и я играю там главную героиню в парике. Когда посмотрела сестра Райхельгазуа этот спектакль, да и сам он тоже, они посчитали, что я чем-то похож на его маму.
Он дал мне прочитать книжку, там конечно много вещей, которые необязательны, но есть несколько сюжетов пробойных, и он их галочкой отметил, я прочла, и сказала, что это очень сильный материал. И это правда все, и это пережитая жизнь… Он сразу сказал: «Вы будете, Елена Всеволодовна, варить борщ». И я думаю: «Ну, елки-палки, потом все будут писать в газетах и журналах Елена Санаева варила борщ».
Но потом произошла поразительная вещь. Он был на операции в Израиле, а там живет его тетя, которой 92 года, тетя тоже героиня рассказов его матери. Они с дочерью – талантливым театральным художником Марией Трегубовой – навестили ее и попросили рассказать историю: «Броня, ты помнишь, как погибли родители?»
Маша сняла все на телефон. Она рассказывает, как на их глазах погибли родители, а потом несет тарелку с борщом и говорит: «Сейчас я вот сметанки положу». Это стало финалом спектакля.
Никто же не понимал, что такое война, Ролан тоже прибежал домой, когда его отпустили в школе, а ему было 11 лет, с криками: «Мама, война». Говорили же вообще, что будем воевать на территории противника, а мама села на кровать и заплакала.
У нашего спектакля немного зрителей, человек 100 на этой платформе, в этом эшелоне, который едет в прошлое и будущее тоже. Но я лично возвышаю свой голос против беспамятства, против неуважения своей истории, у нас потрясающая история и хорошо бы ее знать».
ПАВЕЛ БОГДАНОВ,корреспондент: «Вы упомянули Ролана Быкова. В одном из интервью вы сказали, что «он был шире рамок своей профессии». Что Вы имели в виду?»
ЕЛЕНА САНАЕВА,заслуженная артистка России: «А я Вам скажу. Ну перечисляют каких-то актеров гениальных – Смоктуновский, Папанов, Миронов. Быков никогда не упоминается, так же, как и Шукшин, который был блестящий актер. Потому что он и писатель, и сценарист. Быков тоже гораздо шире рамок своей профессии. Актер, режиссер. Там умище, господи, боже мой, как этот череп столько держал в себе…
Мы спектакль будем играть в Балтийском Доме, а это бывший театр Ленинского Комсомола, куда Ролан Быков в 28 лет пришел главным режиссером. Причем он приехал, все двери были закрыты, и там какое-то окошечко на первом высоком этаже было открыто, он влез в это окно, перепрыгнул через подоконник и сказал: «Я ваш главный режиссер».
Ролан поставил здесь два спектакля – погодинскую пьесу и «Якорную Площадь». Я подняла все газеты того времени, и рецензии были более чем положительные. Студия «Ленфильм» была любимая и у него, и у меня, и первая поездка была сюда лет в 11, когда папа еще служил во МХАТЕ и взял с собой на гастроли».
ПАВЕЛ БОГДАНОВ,корреспондент: «Вы сказали про своего отца. Вы дважды с ним снимались в «Странных людях» как раз у Шушкина и в «Тайне черных дроздов». Каково это выходить с отцом на съемочную площадку?»
ЕЛЕНА САНАЕВА,заслуженная артистка России: «Да нормально абсолютно. Потому что одно из двух – либо ты в этой профессии, либо ты любитель. И если ты в этой профессии, то, что это твой папа, ты оставляешь уже за кадром и дальше в предлагаемых обстоятельствах ты должен быть органичен и взаимодействовать с партнером. Больше ничего, никаких секретов нет».