Неправда ли, история делает красивое интересным? Как искушенным людям, так и старым вещам идет богатое прошлое, прибавляет им шарма. При желании так можно посмотреть и на вещи совсем неприглядные. Как в Англии, например, смотрят на веревку. Сама история страны сделала ее чуть ли не символом правосудия, о воспитательном значении виселиц там написаны тома, до отмены смертной казни, конечно. Но объединонное королевство знавало времена, когда повешенный был привычной частью сельских пейзажей, вблизи проезжих дорог. Достаточно почитать и хроники, и беллетристов. 

По сей день такие веревки коллекционируют, а их части используют в мистических ритуалах. К слову, у нас на носу заморский праздник Хеллоуин, хотя речь не об этом, а скорей в контексте этой веселой даты о гастролях единственного в Европе мистического театра «У моста», как называют свой коллектив наши гости из Перми. 

Сверхъестественное – одна из деталей их имиджа, вторая – любовь к творчеству ирландского драматурга Мартина МакДонаха, его пьесу «Палачи» они и привезли в Петербург. 

История про виселицу уже знакома петербургским зрителям. В прошлом году пьесу поставили в БДТ специально для Олега Басилашвили. Для своего юбилея народный артист и любимец выбрал неожиданную главную роль грубого и не отягощенного культурой кабатчика, больше преуспевшего, впрочем, на государственной халтуре – затягивать петлю на шеях осужденных. 

Под сенью гигантской петли раскачивается сложная притча о том, что бывших палачей не бывает, как не может быть случайной казнь. В каких образах ее рассказали в Пермском театре – Виктор Высоцкий.
Известно, что сегодня публику в театр часто приходится заманивать словами на афише: хоррор, ужасы, тайны, мистика. Иногда для отдельных спектаклей это действует. Но, когда целый театр называется мистическим, это уже серьезная заявка.  

Мистический театр означает, что актеры или, по крайней мере, режиссер находятся в постоянном контакте с потусторонними силами, то есть те у них как бы на зарплате. И, действительно, некоторые истории от художественного руководителя театра Сергея Федотова должны, как будто, эти контакты подтвердить.

СЕРГЕЙ ФЕДОТОВ, художественный руководитель театра «У Моста»:
«Перед спектаклем «Палачи» у меня часто бывают разные ведения. Вот вчера ночью я проснулся от того, что ко мне влетели демоны, и мне было даже страшно встать с кровати. Видимо я как-то недостаточно настроил артистов для игры в постановке».

Впрочем, это, больше похоже на шутку. Если серьезно, то название театра объясняется его репертуаром.

СЕРГЕЙ ФЕДОТОВ, художественный руководитель театра «У Моста»:
«Вот уже 32 года театр «У моста» ставит спектакли, где обязательно есть мистика, потусторонний мир. Но мистика везде разная. Мы поставили всего Гоголя, есть мистика Достоевского – это совсем другое, пограничное состояние человека, переход в сумасшествие».

Возможно, и вправду все постановки пермского театра «У Моста» демонстрируют высокий градус мистической напряженности. Но в спектакле «Палачи» по пьесе Мартина МакДонаха, при всей ее глубине и проблематике, мистику нужно было сильно поискать. 

Действие происходит в ирландском пабе, хозяин которого – палач, узнавший, что в Англии отменяется смертная казнь. Палач лишается работы, но все было бы в порядке – он ведь хозяин паба, уважаемая фигура в городе – если бы не история с невинно казненным человеком, которая преследует его, и за которую придется расплачиваться и ему, и его близким. 

Главный режиссер театра гордится тем, что поставил все пьесы МакДонаха, так ли это необходимо. А также тем, что все спектакли – реалистические. И как это сочетается с мистикой? «Палачи» поставлен реалистичнее некуда: купили подлинную барную ирландскую стойку задорого, актеры, как в настоящем пабе, почти все время на одном месте, говорят с трудом, световое оформление не балует разнообразием. 

Спектакли театра «У Моста» номинируются и даже иногда получают национальную театральную премию «Золотая маска». Предположительно, не без влияния мистических сил.