К тому, как удача складывает жизнь в судьбу, можно подобрать множество примеров. Из необходимых – история первого архитектора Петербурга Доменико Трезини.
В этом году благодарный город отмечает его 350-летие. Неизвестен лишь день, на который полагалось бы наметить юбилей – точная дата его рождения. И не только. Само имя – Доменико Андреа или Доменико Джованни? Говорят, что царь Петр, а за ним мастеровые, работавшие под началом зодчего, звали его Андрей Якимович Трезин.
Андрею Якимовичу повезло родиться итальянцем, учиться у венецианских мастеров Ренессанса и повстречать русского посла в Дании, который и позвал его в Россию. Результат – может ли архитектор о большем мечтать – заложил фундамент одного из красивейших городов Европы.
Из рук архитектора вышло сердце Петербурга – Петропавловская крепость, которую он до конца жизни называл первейшей из главных работ. Да и из остальных не выберешь вторые – Александро-Невская Лавра, Двенадцать коллегий, Дворец Петра.
Архитектор, в принципе, дал образец того, как полагается выглядеть дому в Петербурге, построил «образцовый дом для зажиточных» – городской каменный особняк, который должен был исцелить уродливость местного домостроения.
Судя по многим образчикам современной архитектуры, мы по-прежнему нуждаемся в таком примере. Что поделать, чувство гармонии и меры не является нашей исконно национальной чертой, требует помощи иностранцев. Зато у нас песни красивые! И – чутье на талантливых людей.
О творчестве Доменико Трезини – общеизвестном и неслыханном ранее – в материале Виктора Высоцкого.
Выходцу из маленького городка итальянской Швейцарии Доменико Трезини судьбой был дарован великий шанс оказаться на берегах Невы в первые дни творения новой русской столицы. Он вместе с императором Петром Великим начинал ее строительство во всех смыслах с чистого листа.
Трезини прибыл к нам из Копенгагена. В 1703-м году, когда посол Измайлов подписал с ним контракт о приеме на русскую службу, ему было около тридцати лет, но на поприще архитектуры к тому времени он ничем выдающимся не отличился. От этого до сих пор остается вопрос, почему пригласили именно его? А он, приехав, почти сразу стал главным, и некоторое время оставался едва ли не единственным архитектором Петербурга.
ЕЛЕНА ИВАНОВА,хранитель фонда архитектуры Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств: «Говорят, правда, что в столь перспективном предложении сыграли роль его земляки и коллеги, ибо родина Трезини десятками воспитывала именно архитекторов, среди которых были и выдающиеся, как, например, Борромини. Впрочем, поначалу в Трезини видели только инженера-фортификатора. Поэтому пробой его пера в 1704-м году стало укрепление форта Кроншлот в фарватере Невы на первом насыпном острове подле Кронштадта. Вслед за тем ему было поручено уже строительство крепости на Заячьем острове в Петербурге».
МАРИЯ ЛОГУНОВА,главный научный сотрудник Государственного музея истории Петербурга: «В XVIII веке архитектор должен был быть сведущ не только в технологии строительства, но также знать мифологию, эмблематику и историю. Эти знания нужны были и Доменико Трезини для того, чтобы сделать Петропавловскую крепость не только строением для защиты града Петра, но и презентацией как растущей силы государства, так и образцовых качеств суверена.
В Иоанновских воротах мы можем прочесть влияние родной Трезини итальянской архитектуры, а также некий политический месседж.
Подписав контракт на один год, Трезини остался в России на всю жизнь. Он был очень занят: приходилось наблюдать за 30 – 40 проектами одновременно, обучать архитекторов, возглавлять созданную Петром «Канцелярию городовых дел» и даже заниматься музыкой, точнее – музыкантами, поскольку к канцелярии были приписаны пять барабанщиков и четыре гобоиста. И однажды количество работ перешло в их качество».
ЕЛЕНА ИВАНОВА,хранитель фонда архитектуры Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств: «Петропавловский собор – безусловный шедевр Доменико Трезини. В этом новом для православной традиции типе храма, опирающемся на древнеримскую базилику, воплотилась новая государственная идея включения России в европейский культурный контекст с молодой столицей – вторым после Рима градом святого Петра во главе».
Этот корабль-собор на Васильевском острове готов был бы встретить его автор, Доменико Трезини, но он, точнее его бронзовый представитель стоит несколько поодаль, у своего бывшего дома.
Благодаря создателю этого памятника, скульптору Павлу Игнатьеву мы смогли познакомиться с еще одной, почти никому не известной постройкой самого петербургского мастера, усадьбой близ Ораниенбаума».