В Мариинском театре показали оперу «Дон Карлос». Мне неизвестно, кто и зачем составляет такие рейтинги, но «Дон Карлос» – в числе трех десятков самых исполняемых опер, а в России и того выше. Да, время идет, и постановщики обнаруживают в материале новые повороты, но что сказать о том, что без преувеличения, все знают. Возможно, любопытно то, что сам сюжет – характерный пример превращения политического сюжета в драматический.
В опере «Дон Карлос» почти нет «проходных» персонажей, все шесть основных партий играют ведущую роль в развитии сюжета и музыкальном материале. На этот раз в спектакле Джорджо Барберио Корсетти сошлись звезды, которым уже знакомы партии: Анна Нетребко, Екатерина Семенчук, Юсиф Эйвазов, Ильдар Абдразаков и Михаил Петренко. Подробнее о деталях – в материале Дарьи Патриной.
Линия оркестровой ямы – граница между двумя полюсами сложившейся ситуации. По одну сторону – ряды зрителей, прореженные шахматной рассадкой. По другую – высокая концентрация звезд.
За дирижерским пультом – маэстро Гергиев, на сцене Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Ильдар Абдразаков, Екатерина Семенчук. Для такого состава «Дон Карлос» – выбор практически идеальный. Щедрый Джузеппе Верди создал внутри этой оперы сразу несколько блестящих партий, немного обидев лишь главного героев.
ИЛЬДАР АБДРАЗАКОВ,ведущий солист Мариинского театра: «Не каждый спектакль одинаков, и это прекрасно. Мы с Валерием Абиссаловичем находим возможность импровизировать и быть в музыке».
ЮСИФ ЭЙВАЗОВ,приглашенный солист Мариинского театра, народный артист Азербайджана: «Эта партия неблагодарная для тенора… Ни одной арии… У Эболи – сразу несколько и такие, что бери и хлопай».
ЕКАТЕРИНА СЕМЕНЧУК,ведущая солистка Мариинского театра: «Это одна из самых сложных партий для меццо-сопрано, и в эмоциональном плане, и в исполнительском».
Если Юсиф Эйвазов – Дон Карлос со стажем, а Ильдара Абдразакова называют одним из лучших исполнителей партии короля Филиппа, то в репертуаре Анны Нетребко партия Елизаветы Валуа – самая свежая. Дебютировать в ней «прекрасная Анна» готовилась в марте на сцене Мариинского. Но дебют состоялся в июне в Дрездене, а в сентябре «Доном Карлосом» Анна и Юсиф открыли сезон в Большом театре. Эта опера Верди – еще один их успешный совместный проект, позволяющий им не расставаться даже на сцене.
АННА НЕТРЕБКО,ведущая солистка Мариинского театра, народная артистка России: «Юсиф мой муж, но это — отдельно. Он мой коллега. И наши голоса подходят друг другу, у нас много возможностей, вместе мы любим выступать».
ЮСИФ ЭЙВАЗОВ,приглашенный солист Мариинского театра, народный артист Азербайджана: «Это только может скрасить, особенно когда есть поцелуй настоящий – это придает силы».
«Дон Карлос» – драма испанского инфанта по мотивам поэмы Шиллера, самая продолжительная опера Верди и самая для него не характерная. На сцене Мариинского «Дон Карлос» в постановке Корсетти прописан с 2012 года. С тех пор спектакль не менялся, но нынешний состав – действительно исторический момент для оперных гурманов.