Как писал Грем Грин, «хороший человек – это тот, кто замечает чужое страдание, когда оно бросается в глаза, без всякой издевки – большинство не замечает его даже тогда». Хорошему человеку тяжело просто так, без подготовки, смотреть на библейские сюжеты. Гораздо легче любоваться искусством, в котором страдание в глаза не бросается.
Согласно многолетней статистике, из всех залов Эрмитажа самый посещаемый – рыцарский. А выставлено там средневековое оружие. Во всей своей парадоксальной красоте. Парадокс в том, что оружие всегда создавалось – назовем вещи своими именами – для того, чтобы убивать. И не для чего больше.
Другими словами, оружие не должно быть красивым. Лучше бы ему быть страшным, а еще лучше – невидимым. Почему же оно такое, что им в буквальном смысле украшают интерьеры? Дело не в драгоценностях. Современные корабли не украшают растровыми фигурами, а стволы танков – изумрудами. В формах, линиях пропорциях оружия разных времен одна и та же гармония целесообразности – страшная, если о ней задуматься. Раньше люди были простодушнее, добавляя к абстрактной красоте блеск самоцветов и вязь изощренных орнаментов.
Подробно и непредвзято полюбоваться одним из таких ценных образцов из собрания музея-заповедника «Царское Село» нам поможет хранитель фонда оружия Глеб Арлюк.
ГЛЕБ АРЛЮК,хранитель фонда «Оружие» ГМЗ «Царское Село»: «Самой большой частью нашей коллекции являются предметы, которые принадлежали Александру II, составляли его личную коллекцию. Я расскажу об одном из самых ярких предметов – о сабле, тип которой называется зульфикар.
Особенностью этого предмета является раздвоенный клинок. В исламе мечом такого типа обладал пророк Мухаммед. Как оружейник, я могу сказать, что особых преимуществ в бою раздвоенность клинка не несёт. Многие исследователи склоняются к тому, что такая форма произошла от неправильного перевода, переписи Корана. Клинок должен был быть острым, а не раздвоенным.
Сделан он в Златоусте в 1836 году. Златоуст – один из центров русского оружейного ремесла. Оружейная фабрика была основана при Александре I по личному указу. Были приглашены мастера из Европы. Один из первых плодов совместного сотрудничества европейских и русских мастеров стал вот этот предмет. Саблю Николай I заказал специально как подарок своему сыну, наследнику Александру.
Абсолютно исламский по форме клинок имеет православный крест, Державную символику, что говорит о том, что будущий император будет управлять, держать в своей руке клинок – многонациональную страну. Военную страну, атрибуты армии и флота, говорят о том, что они будут залогом развития и властью в этой стране».