Мне всегда казался любопытным ход мыслей тех, кто интересуется ценой таких вот, например, сокровищ Петергофа. Понятно, что суммы — далеко за чертой реального для среднего человека. Для меня, что миллион долларов, что десять — одинаково умозрительные деньги.
С музейным искусством же и того интереснее. Ну скажем, у нас в стране есть люди, которые могут купить себе Исаакиевский собор, или всех малых голландцев в Эрмитаже — в смысле, деньги-то есть — Исаакиевский собор не продается! Богатые тоже плачут, зато те, кто победнее похоже просыпаются от академической дремы, представлений о том, что искусство — что-то с музейных витрин или аукциона Sotheby's. Каждый, кто в нашем городе завел себе Instagram — что-то слышал, видел, знает о пространстве Third Place.
Теперь в рамках этого проекта открывается ярмарка доступного современного искусства. В эти выходные в историческом особняке Лопухиных и Нарышкиных выставляют на обозрение и продажу недорогое современное искусство — картины, рисунки, объекты — по цене от одной до пятидесяти тысяч рублей. Недорого — как-то неловко говорить, но как пели обаятельные жулики в советском детском фильме «хотя шедевры и бесценны, всему на свете — есть цена!». И в этом диапазоне расположились работы начинающих авторов и тиражные серии уже признанных на рынке мастеров. Организаторы видят свою миссию постепенно приучить горожан украшать дома не фотообоями и постерами, а искусством дерзких и молодых.
АЛЕКСАНДР ДАШЕВСКИЙ,художник: «Возможность не просто на искусство посмотреть, но ещё и как-то его приобрести, меняет зрение у зрителей и переводит его в такую активную фазу, что впоследствии даёт такой кумулятивный эффект.
Как говорят такие уже маститые коллекционеры: «Хорошо живёт с искусством второе или третье поколение, которое выросло и для которых вот этот пример собирательства — это не какая-то индивидуальная мания и не какие-то дизайнерские движения, а пример родителей». Это один из главных признаков: уверенной, спокойной и приятной комфортной жизни. Когда ты можешь окружать себя вещами, которые с тобой разговаривают, с тобой взаимодействуют, каким-то образом протаптывают свою тропинку в мире культуры с помощью собирательства.
Последнее время стали собирать больше, но и в целом за эпидемию, как говорят отчеты мировые, рынок искусства по количеству покупателей вырос на 30%. На 30% людей, которые раньше присматривались или даже не присматривались, вдруг хоп и из-за образовавшегося свободного времени, что, наверное, самое главное богатство в современном мире, стали собирать искусство».