Так уж устроено искусствоведение, чтобы во всем прозревать толщи. В многослойных картинах Пушницкого легко можно усмотреть влияния всех тех, кто до него задумывался о том, как превратить картину из изображаемого знака в, по-настоящему значимый, предмет!
Такое вот восприятие холста – скорее, как тела – делает художника наследником идей Ива Кляйна или Поллака. В известном смысле их учеником. Я к тому, что в искусстве все так или иначе чьи-то ученики, готовы они это признавать или нет, учителя находятся. Большинство мастеров в этом признаются, даже самые выдающиеся. Как там говорил Лейбниц: «Если я сам и видел дальше других, то лишь потому что стоял на плечах гигантов».
Раз в год, 5 октября, об учителях вспоминают все. Найти новые слова, новые темы все сложнее, и мы решили пойти по классике. Рассказать об одной малоизвестной странице истории города, вернее всем известной достопримечательности. Какой именно – расскажет корреспондент Анна Орловская.
Юсуповский дворец – это поражающие красотой интерьеры и экспонаты, аналогов которым нет нигде в мире. Не все могут себе представить, но в советские годы, здесь, в парадной спальне княгини, играли в бильярд, а в большой гостиной Феликса Юсупова висел портрет Сталина.
Все началось 18 августа 1925 года. На этот день назначили комиссию по ликвидации бывшего особняка Юсупова, дворец передали педагогической интеллигенции, а огромное собрание скульптуры и живописи князей Юсуповых перешло в хранилища Государственного музейного фонда. Спустя год, в этих стенах появился Ленинградский дом учителя, и жизнь дворца кардинально изменилась.
Красная императорская гостиная
АННА ОРЛОВСКАЯ,корреспондент: «Сегодня мебельный гарнитур 1830 года находится за ограничительной линией и прикоснуться к нему ну совсем нельзя. Но самое интересное, что на них, на этих креслах сидели учителя».
НАТАЛЬЯ ЗАЙЦЕВА,историк, кандидат искусствоведения: «Да. Прежде всего здесь проходили всевозможные секции, кружки, конференции, это был дом, который жил своей жизнью, очень насыщенной. Конечно, изъято было все золото, это безусловно, сразу отвезли в банк в ящиках, изъятие коллекции было поэтапное. Здесь было безумное количество предметов, то, что мы сегодня видим, это то, что удалось сохранить, несмотря на все».
Работники просвещения осознавали ценность оставшегося убранства. Даже соблюдали ряд любопытных указов, например, без необходимости не забивали в стены гвозди, а уроки физкультуры, чтобы сберечь полы, проводили на первом этаже.
Танцевальный зал
ВАЛЕНТИНА НАБОК,заведующая отделом учетно-хранительской работы Юсуповского дворца на Мойке: «Традиция, сохранившаяся в советское время, когда дамы, приходя сюда, танцевали не в уличной обуви, а в специально принесенных, она тщательно береглась, и это был момент приобщения к другой культуре в ее другом аспекте. Любопытно, что не одно поколение петербуржцев вспоминает с теплотой танцы в этом зале, и приходилось мне встречать людей, которые говорили, что здесь встретили свою любовь».
Большая ротонда
На время клубом научных работников стал парадный кабинет в стиле позднего классицизма, столы принесли из других залов, а то, что мешало, убрали или отдали в личное пользование.
НАТАЛЬЯ ЗАЙЦЕВА,историк, кандидат искусствоведения: «Здесь есть вещи интересные для нас, с нашей точки зрения, например, этот канделябр, но они его так немножко в угол поставили, потому что тогда он мешал, да».
Мавританская гостиная
А в фонтане знаменитого восточного кабинета разместили чертежные инструменты. Здесь сделали мастерскую, правда, работать в ней было неудобно.
ВАЛЕНТИНА НАБОК,заведующая отделом учетно-хранительской работы Юсуповского дворца на Мойке: «Выяснилось, что бассейн этот не нужен, да и из ниш с восточной орнаментикой дует и сквозит, да и мраморный пол скорее холодит, чем согревает в зимнее петербургское время».
По прошествии века, изъятие ценностей выглядит как насильственное действие. Однако это необходимость времени, уверены историки.
ВАЛЕНТИНА НАБОК,заведующая отделом учетно-хранительской работы Юсуповского дворца на Мойке: «Давайте помнить, что хозяев в доме нет два года, в 1919 году из окон начинают вынимать стекла, чтобы стеклить свои собственные дома, в которых невозможно жить в эту пору, а здесь находятся ценные произведения искусства, которые начинают появляться на антикварном рынке, в этой ситуации другого решения просто быть не может».
Шли годы, и пришло осознание – память исторического прошлого гораздо важнее, чем кружок выжигания в старинном интерьере. Перестройка все расставила по своим местам. Сегодня здание все еще имеет статус Дворца культуры работников просвещения, но стойка ограждения все же напоминает о необходимой музейной дистанции, позволяющей сберечь исторические реликвии.