Премьеры спектаклей, перформансов, кинокартин. Открытия выставок и целых арт-пространств. Как там у классика — «Люди, годы, жизнь» — исчерпывающий материал для мемуаров культурной столицы, ее последнего десятилетия. Почему десятилетия? 10 октября нашему каналу исполнилось 10 лет. Юбилей. Повод вспоминать самое разное в нашем общем эфире — самые разные программы — и каждый вспомнит о своем — о событиях политики и спорта, городских происшествиях, встречах и знакомствах с новым и прощаниях с тем, что не осталось забытым — впечатления от быстротекущей жизни запечатлевались в материалах разных жанров и тем.
Что касается жизни культуры, снятое вполне тянет на ее летопись. Не было значимых событий, за которым бы не следил объектив телекамеры с узнаваемым лазурным микрофоном на боку. Останавливаться мы не собираемся — люди, годы, жизнь — культурная эволюция продолжается на телеканале «Санкт-Петербург».
В частности, этот год – все согласятся – выбивается из общего тона, обо многом приходится сетовать. Были отменены чуть ли не олицетворяющие у нас смену времен года праздники открытия и закрытия фонтанов в Петергофе. Да и сам дворец стоял безлюдным большую часть активного сезона. Сегодня открыты и Парадные залы Большого петергофского дворца, и его внутренние музеи — «Церковный корпус» и «Особая кладовая». Это средоточие экспонатов особого рода, оказавшись среди них вполне можно ослепнуть — не физически, а эстетически — от изобилия золота и драгоценностей разбегаются глаза. Превозмочь эту фигуру речи, выделить самые интересные экспонаты для нас согласилась директор музея-заповедника Елена Кальницкая.
Елена Кальницкая — российский искусствовед, доктор культурологии. На протяжении 11 лет она руководит «русским Версалем», столицей фонтанов — Государственным музеем-заповедником «Петергоф».
В Петергофе очень интересная история мемориальных вещей. В целом, их не так много, но они очень характерные. Дело в том, что, когда произошла революция, оказалось, что все эти дворцы, дома без хозяев. Потому что говорить о вещах было можно, а говорить о хозяевах было нельзя.
И тут даже такие вещи происходили! Из кладовых дворцов очень многое продавалось. Прямо столы стояли вокруг Петергофа. Люди могли покупать, но это в основном были вещи вроде скатерти, продавали серебро. Директор «Петергофа» того времени что-то покупал сам и возвращал в музей!
Туфельки Екатерины Великой
Вот наши туфельки! Доподлинно известно, что это туфельки Екатерины II. Когда я на них смотрю, всегда думаю, наверное, в них не очень удобно было ходить — туфельки на достаточно высоких каблуках, Екатерина достаточно полная дама. Но тем не менее эта вещь, которая с ней связана. Она «Петергоф», по преданию, не очень любила, хотя, я думаю, это не так, она его вполне уважала и ей было очень важно бывать в «Петергофе». Потому что, бывая здесь, она подчеркивала свою принадлежность к дому Романовых, свое если не кровное, то идеологическое родство с Петром.
Когда мы принимали несколько лет мадам Макрон, мы думали, что же ей такое показать интересное, чтобы ее заинтересовать. Мы ей предложили белые перчатки и туфельки, нарушив может быть какие-то музейные правила, дали подержать. И вот этот снимок обошел весь мир.
Статуэтка «Левретка Земира»
Один из экспонатов, за которым такая яркая житейская история. Это вот статуэтка «Левретка Земира», принадлежавшая, как и туфельки, Екатерине II. История вообще уникальная. В свое время Екатерина задумала привить себе оспу. История на злобу сегодняшнего дня. Она понимала, что болезнь страшная, что губит целые города. И вот она решила начать с себя. Пригласила из Англии врача, который сделал прививку ей, а через время наследнику. Когда он сделал прививку и все обошлось, все петербургские аристократы стали прививаться и народ. Екатерина его одарила деньгами, званием. А он ей в ответ подарил двух собак. Ее первую левретку звали сэр Том Андерсен. Это была такая ее любовь! Сохранилась очень большая переписка с ее постоянным корреспондентом Гриммом. Она в каждом письме пишет: «кланяется сэр Том», «сэр Том храпит на диване, подаренном князем Потемкиным». Вот этот знаменитый турецкий диван, который ей по легенде привез Потемкин с турецкой войны. А потом не стало Тома и осталась из потомства левретка Земира. Скульптор Доминик Роше сделал вот эту статуэтку, и она сохранилась в Большом дворце. Совсем недавно мы сделали традиционный музейный сувенир — эту собачку, и очень охотно люди ее покупали.
Дубовый кабинет Петра Великого
Мы в одном из самых интересных интерьеров петергофских дворцов. Это Дубовый кабинет Петра Великого. Ничего подобного этому интерьеру в Петергофе нет. Конечно, есть Летний дворец, есть Монплезир, но это совершенно особенная история. Когда перестраивала Елизавета Петровна дворец, было очень важно все отцовское сохранить. Она сохранила центральную часть фасада и вот этот кабинет. Сам по себе кабинет — такая традиционная для Европы XVII века отделка. Есть легенда, что одно панно сделал сам Петр I. Кабинет сохранился во время войны. Все русские императоры, они так четко понимали роль Петра в создании Петергофа, что ходили думать, принимать государственные решения в его интерьеры. Это и Павел делал, и Александр I, и Николай I. Поэтому, если хранится человеческая аура в исторических стенах, то здесь она живет.