Не знаю, как в смысле искусства, но это явно — небезынтересный досуг. Познавательный и слегка авантюрный, он явно перспективнее, чем покупка лотерейных билетов, а главное отличный способ проверить, есть ли у тебя то самое чутье, в плане художественном?! Почувствовать себя Третьяковым, или Гуггенхаймом! Или, если брать примеры поближе и посвежее, с малых шагов начиналась история одной из самых известных в нашем городе частных галерей.

Марина Гисич открыла выставочное пространство в 2000 году и считает прошедшие 20 лет путём успеха. Галерея отмечает юбилей не совсем так, как планировалось до пандемии. В этом году здесь рассчитывали перейти на новый уровень и выплеснуть художественные акции за пределы её залов.

Скромнее — но под свежей, обновленной вывеской — персональная выставка одного из самых именитых художников галереи Виталия Пушницкого. Выставка «Амперсанд». Если кто не знает, так называется знак-завитушка, которым живописно заменяют союз «энд», ну или наш «И». Слияние, слипание, сращивание смыслов, изображений и идей нашли отражение в авторской технике. Весь путь философии художника — от мастерской до галереи — проследила Дарья Патрина.

ВИТАЛИЙ ПУШНИЦКИЙ,художник:
«Это просто небольшие работы разных лет. Мой автопортрет, не помню, какого года, моего сына 1999 года, сейчас ему 30. Для меня это архивация времени. Здесь я когда-то работал, помещение маленькое – работы небольшие. Для художника место – кардинальный момент, насколько он может сделать работу большую и сильную».

В эту мастерскую Виталий Пушницкий въехал соседом в середине 90-ых. Следствие экономически трудного времени и продолжение коммунальных традиций Ленинграда-Петербурга. Оставшись в начале нулевых полноправным хозяином, он сохранил здесь историческую сеть небольших комнат и узких коридоров. А мастерская, изначально предназначенная для графиков, стала домом для одного из самых значительных современных живописцев Петербурга. Когда видишь его большие работы, странно представить, что созданы они здесь, в относительно небольшом пространстве.

ВИТАЛИЙ ПУШНИЦКИЙ,художник:
«Живопись статичная вещь. В этом жанре трудно говорить о времени, но можно косвенно на него намекать. Мы все равно рисуем телом, и танцуем телом, и поём. И это базовые такие ценности. Как в спорте кто-то бросает копьё на 150 метров, кто-то на 10, и ты думаешь, ничего себе. Когда мы можем оценить физические усилия даже в той области, где не являемся специалистами, тело является нашим главным ключом к пониманию. В живописи симуляции нет. Как в первых перформансах Ива Кляйна, когда он выпрыгивал из окна».

Художник Пушницкий – безусловно, философ. Одна из самых визуально запоминающихся его серий — «Студия. Ожидание», начатая в 2015 году и пережившая множество экспозиций в разных странах. Вариация размышлений о сущности бытия.

ВИТАЛИЙ ПУШНИЦКИЙ,художник:
«Большую часть времени мы не делаем, мы ждем. Когда мы в процессе, нас нет, мы не помним себя, в остальное время мы ожидаем. Через ожидание я перешел к образу мысли, которая все время двигается, как растение, в темноте, на свету».

Новый проект Пушницкого «Амперсанд», выставленный сейчас в галерее Марины Гисич – суть продолжение художественной мысли. Более абстрактное, и более сложное, но не менее эмоциональное.

МАРИНА ГИСИЧ,галеристка:
«За Виталиком не угнаться, он так много работает с разными техниками. Художники — впереди всех. Говорить по-новому, не о новом, но по-новому».

Из тишины мастерской фразы, прозвучавшие на открытии выставки, кажутся слишком громкими. Амперсанд, объясняет Пушницкий, – всего лишь литограмма, придуманная секретарем Цицерона, чтобы вместо четырех латинских слов писать один знак. Союз, объединяющий в одном предложении разные элементы. Просто как художник Пушницкий разглядел в древнем «эт» новые возможности.

ВИТАЛИЙ ПУШНИЦКИЙ,художник:
«Холст и холст, живопись и живопись, если перечислять всегда самым стабильным будет «и» — описание мира. Масляная краска уходит между холстами, она исчезает. Все, что вы думали, все схлопывается. Король умер, да здравствует король! Я отказался от масляной краски как от метода визуализации. Только холст в прорывах. Там есть дырки, они выдавливают краску – возникают цветовые пятна. Кто-то видит растения (как я и рассчитывал), кто-то снега, кто-то лето».

В длинном перечислении фактов жизни и творчества амперсанд – фигура промежуточная. И нынешняя выставка Виталия Пушницкого – итог размышлений лишь последних двух лет. Фраза не окончена. И каким будет ее продолжение – сейчас не знает никто.