«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» – наполняют репетиционные часы в театре «Мастерская» Григория Козлова. Здесь заканчивают последние приготовления к премьере — «Руслан и Людмила» — хрестоматийный образчик Пушкина. Поэма, если не сказать эпос — о путешествии сынов разных народов за душой нации, замороченной и погруженной в безвременный сон иноземным захватчиком. Я не впадаю в патриотический угар – в таком сложном символическом ключе часто толкуют сюжет одноименной оперы Глинки. Написанный в подчеркнуто фольклорном ключе текст окаменел на страницах школьных хрестоматий. Златая цепь — на дубе том, на сцене же театра «Мастерская» – пришло, видимо, время проснуться от академической дремы. Постановщик Андрей Горбатый-младший видит не сказку, а современную повесть о вызовах жизни, пусть и в предлагаемых фантастических обстоятельствах. Любовь, предательство, поединки и философские беседы — все это здесь, а если что — на сцене есть и Пушкин. Собственной персоной. Чего ж вам боле?
Все вопросы постановщикам задавала корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Дарья Патрина.
Историю о том, как Александр Сергеевич Пушкин пережидал эпидемию холеры и у него случилась первая Болдинская осень, теперь знают, кажется, все. С труппой театра «Мастерская» произошло другое – пандемию они пережидали с Пушкиным. Распределение ролей и первые читки «Руслана и Людмилы» пришлись на февраль, а потом – оп, и несколько месяцев ограничительных мер.
Сказку, да еще в стихах, да еще и с большим количеством песен в режиме онлайн решили не репетировать. Хотя основная часть состава этого спектакля проживает в одном дворе – во Втором Рабфаковском переулке. У них там весной – как будто свое маленькое Болдино образовалось.
НИКИТА КАПРАЛОВ,актер: «Режиссера я видел – он живет напротив меня. Композитор – этажом выше. С ним – одна из Людмил. Другая Людмила с Русланом – в доме напротив».
СОФЬЯ КАРАБУЛИНА,актриса: «Карантин – болезненное состояние, потому что без работы. А мы такие существа, которые не могут без движения. Мне очень было сложно, но я каждый раз вспоминала момент – у меня есть роль со сложным гримом, и я думала – соскучилась я по театру? Вспоминала этот момент – нет, еще нет».
И только режиссер с композитором продолжали тайно встречаться. У них была цель – подарить «роковое» звучание как можно большему числу пушкинских строк. В классический текст ничего не привносили. Просто хотели, чтобы революционер русского языка Пушкин как-то революционно прозвучал и на современной театральной сцене.
АНДРЕЙ ГОРБАТЫЙ-МЛАДШИЙ,режиссер: «В России песня – это всегда больше текст, чем музыка. И мне кажется, Пушкин лег сюда очень органично».
АНДРЕЙ ДИДИК,актер, композитор: «Мы с Андреем сидели, долго думали, как петь, какие слова пропевать, чтобы тянулась мысль, чтобы артисту еще было что играть».
АНДРЕЙ ГОРБАТЫЙ-МЛАДШИЙ,режиссер: «Это совсем не детская поэма. Она очень откровенная, про мужчину и женщину, про то, что происходит между ними. Любовь – как судьба, она ведет их по этой истории».
Как только тяжкие ковидные оковы пали, в «Мастерской» возобновились репетиции «Руслана и Людмилы». И сразу — из огня да в полымя – по 10 часов каждый день.
СОФЬЯ КАРАБУЛИНА,актриса: «Все так быстро – не было, не было, и тут так быстро закрутилось».
МАРИЯ МЯСНИКОВА,актриса: «Сейчас мы заново друг к другу пристраиваемся. Нужно заново настроиться друг на друга».
АНДРЕЙ ГОРБАТЫЙ-МЛАДШИЙ,режиссер: «Для зрителя всегда видно, когда люди по-настоящему любят друг друга. То есть играют они сказку, а любят друг друга по-настоящему».
АНДРЕЙ ДИДИК,актер, композитор: «Очень хочется работать. Это чувствуется по всем, не только по артистам – по всем службам. Это своего рода спектакль – возвращение».
Из безопасного Болдино в закрытую Москву Пушкин рвался всей душой, потому что любил. Любовь к женщине и любовь к театру – конечно, разные. Но очевидно, что эпидемия – лишь временная преграда для всякого рода сильных чувств. Не будь ковида, премьеру «Руслана и Людмилы» мы бы оценивали в мае. А теперь ждем 28 сентября. Это дольше, чем Болдинская осень.