О возвращении к природе. В самых общих чертах так можно обозначить тематику знаменитого международного фестиваля техноискусства Ars Electronica. Медиахудожники рассуждают о первоосновах человеческих технологий с использованием самых современных. Примечательно, что в этом году фестиваль сам сильно разросся за пределы родины проекта, австрийского Линца. Теперь его названием объединяют акции в 120 городах мира. Одним из них стал Петербург, выставочный проект которого «Пангардения» собрал множество научно-художественных экспериментов. Все они были посвящены растениям, иногда буквально, иногда метафорически. Здесь биопараметры растений переводили на язык поэзии, искали выражения для их сексуальности и напротив — человеческую любовь изображали как рост, цветение и увядание. Центральным же событием была прогулка по рекам и каналам, которую на одной палубе совершили художники, ученые и цветы. Цвет нашей редакции – Анна Орловская изучала растительную жизнь.
О таком путешествии домашние цветы не могли и мечтать – более сотни петуний отправились на судне в вояж по каналу Грибоедова. Необычная акция – это новый проект петербургских художников и учёных, рассказывающий о том, как создавалось прекрасное во время самоизоляции, и что его ждёт сейчас, когда пандемия, хотят верить участники проекта, отступила. Например, квартиру художницы Натальи Балабановой заполнили эти, так называемые, нечеловеческие агенты.
Наталья Фёдорова,куратор проекта «Пангаредения»: «Она посадила 500 зернышек петуний, 250 из них взошли, они постепенно начали занимать ее жизненное пространство, проявлять характер, свою асоциальность, и мы её освобождаем от них. Везём по реке… Говоря о Петербурге и его зеленой инфраструктуре, нельзя сказать, что она у нас достаточно развита, в то время как воды очень много, Петербург, можно скаазть, появился благодаря воде, и жизнь внутри воды – это тоже сад, но сад подводный».
Именно поэтому участников сопровождала лодка-дрон, сконструированная группой учёных из ИТМО. Перед ней стояла серьёзная задача: брать пробы петербургской воды и мониторить ее состояние. Всё происходящее – часть программы старейшего фестиваля технологического искусства Ars Electronica, охватившего весь земной шар и даже Антарктику. Например, в Иерусалиме использовали пещеру как площадку для исследования воображаемых реальностей, в Риме создали программу, переводящую изображение в звук, а в Петербурге разработали проект «Пангардения».
Артур Константинов,куратор проекта «Пангардения»: «В этом году основная тема – сады. И мы должны были подумать, что такое вообще – «сад». Потому что сад – это некая идеальная модель сосуществования человека с природой. И художники вместе с учеными каким-то образом рефлексируют на эту тему и в том числе о нашем будущем, например, как нейросети могут взаимодействовать с растениями».
Заметили прибор у него на шее? Оказалось, это тоже часть проекта группы московских художников, разместивших систему датчиков в парке Останкино.
Из-за пандемии COVID-19 практически все проекты Ars Electronica доступны только онлайн, однако у нас есть уникальная возможность увидеть в арт-резиденции ИТМО несколько работ вживую. Например, здесь собраны краснокнижные растения с одной из лужаек Гатчины.
Алёна Королёва,художница (участница арт-группировки BIOROBOTY): «Чудо-поляна – это место, которое находится в Гатчине, прямо в центре города, и люди по ней ходят, уничтожают редкие растения. И валерьяна, которую вы сейчас видите, тоже там растет и она на грани исчезновения. Эта конструкция интерактивна Здесь есть сидение, на котором можно сидеть и разделить с растением минутку или часок. Его можно потрогать, всячески с ним взаимодействовать».
Для петербургских ученых и художников фестиваль стал возможностью выйти на новый уровень в понимании сути растений и поводом нетривиально поднять тему связи человека с природой. А технологии, как ни парадоскально на первый взгляд, могут в этом помочь.