Вечный спор о том, как надлежит обращаться с классикой, не закончится никогда. Хотя за обновления высказался даже Шекспир. Помните, как Гамлет говорит актерам: «Что ему Гекуба?» и слегка подправляет старый сюжет. Другое дело, что об этом стоит предупреждать зрителя – тот же Гамлет у нас идет с подзаголовками: Гамлет-социопат, Гамлет-машина, Гамлет-квест. Напротив, устроители выставок современного искусства тщательно уклоняются от того, чтобы как-то прояснить свой смысл – ведь это его обедняет. Настраивает на определенный лад. В свое время сильно поступили нацисты, когда в 37 году устроили выставку современного искусства в Мюнхене – и, ну, зачем же бульдозерами давить – просто назвали «Дегенеративное искусство». Entartete Kunst. Взгляните на это под таким углом! Назови так выставку сейчас — народ повалит, мне кажется, но у устроителей ярмарки современного искусства CosMoscow задачи немного другие – продажам хамство не способствует. Космическое обобщение в названии обещает все и сразу и в этом году ярмарка удалась. Несмотря на карантин, коллекционеры и любители скупали в московском Гостином дворе искусство самого разного содержания и цены. Среди фаворитов — много художников петербургских галерей.
О коммерческих и творческих трендах нам рассказала галеристка Марина Гисич.
МАРИНА ГИСИЧ,галеристка: «Никто до последнего не верил, что мы все-таки уедем и Cosmoscow состоится. Это, конечно, невероятные усилия организаторов, их вера. Мне кажется, что вот эта вера укрепила всех. Все галеристы, все коллекционеры были на ярмарке. Было ощущение, что народ изголодался от этой публичной презентации искусства. Я очень переживала, что не будет этой ауры, когда мы общаемся, когда шампанское, когда очень много коллекционеров, все бурлит. Все это было. Хотя меры предосторожности были великолепные: были потоки людей, были ограничения по времени. Но такого желанного праздника я не испытывала давным-давно! Очень здорово! У нас потрясающие успехи. Мы сделали великолепные сделки, которые мы сейчас должны довести до ума финансово. Тем не менее много контактов и полное ощущение какого-то желанного события, голода культурного, хотя мы все были в «зумах», мы все смотрели выставки в музеях, но вот этого живого контакта не было очень давно. Мы его получили. Это было очень круто!В этом году мы показывали трех художников. Причем, Керим Рагимов — один из наших лидирующих художников, хорошо известен, я с ним работаю уже 20 лет. Это действительно мой молодой состав. Но при этом мы показали еще Петра Швецова — замечательного петербургского художника, с которым мы начали работать четыре года назад. Он просто взорвал эмоцию, взорвал интерес, потому что искусство зрелое, взрослое, классное, но рынку не очень известное. Ну и Мария Кошенкова — художник, рожденный в Петербурге, училась в Петербурге в Мухе, в 20 лет уехала из России, живет и работает в Дании. Получается, что первая русская галерея привезла этого художника в Россию.Рынок современного искусства очень похож на другие рынки. Коллекционеры охотнее гораздо покупают то искусство, которое уже давно в системе. Искусство без риска. Мы продали быстрее всего самые дорогие работы художников, с которыми я работаю 15-20 лет. Где у тебя есть уверенность, что галерея работает с этим искусством давно, художник признан, великолепен, показывается в музеях, находится в частных прекрасных коллекциях. И уровень цены прогрессировал из года в год. Как в банковском деле! Ты вкладываешь деньги в акции известных компаний и немного балуешься, и увлекаешься или рискуешь в молодых и, может, еще неизвестных именах, но уже, которые на ярмарке».