Мне кажется, главная коммерческая сложность современного искусства – в том, что называют планом выражения. По-простому — это то, из чего оно сделано, в материальном смысле. Книга – из бумаги, картина – на холсте. Многое сегодня создается в виртуальной реальности или воплощается в неуловимом. Порой же неуловим в словах план содержания, то есть сама идея, которая несется авторами. Вот пример — проект дополненной реальности «Тихий город». Если вкратце, то речь идет об особой звуковой атмосфере, которая становится доступной, если надеть наушники и отсканировать телефоном код, наклеенный в отмеченных своей архитектурной красотой местах нашего города. В качестве идеологии авторы ссылаются на мистическое присутствие незримых сил, почувствовать которые нельзя иначе как акустически. Похожая идея лежит в основе нового спектакля Семена Александровского. В своей обычной манере он предлагает зрителям существование в городских интерьерах. Конкретнее – прогулку по Екатерининскому парку Царского села в наушниках. Творческую задачу создатели увидели опять-таки в создании особой акустической атмосферы – незримого присутствия невыразимых сущностей этих мест. Звучит страшновато, но корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Анна Орловская не побоялась пройти весь маршрут.

АННА ОРЛОВСКАЯ,корреспондент:
«Однажды в руках создателей спектакля, о котором сейчас пойдет речь, оказалась таинственная аудиозапись. На ней – голоса трех человек, обсуждающих очень странные события. Неизвестные находились прямо здесь, в Царском Селе. Ясно одно: маршрут героев – это ключ, чтобы разгадать аудиозапись, нам нужно повторить их путь».

Для этого мы не садимся в кресла, а надеваем наушники и нажимаем на «плэй». Она и он — историки. В прошлом — любовники. Встретились вновь, споря о том, как бы изменился мир вокруг, сложись история России иначе. Внезапно в их диалог вмешивается подозрительная особа. Неужели то, что задумали эти двое, — настолько опасно?

А в это время вокруг нас — живописные виды. Маршрут проходит по самым знаковым местам Екатерининского парка: мимо дворца и Турецкой бани, Мраморного моста и Адмиралтейства. Чтобы не запутаться и понять, куда свернули герои, поможет карта.

ОЛЬГА ТАРАТЫНОВА,директор ГМЗ «Царское Село»:
«Прогулка по нашему парку — это не только история взаимоотношений людей, у которых сложились по-разному судьбы, но это еще и история музея-заповедника. Мне кажется, что парку в этом спектакле отведена главная роль! И сегодняшний день это подтверждает, потому что придя в разные дни, зритель этого спектакля увидит разные декорации».

Например, на этот раз погода бушует! И только добавляет таинственности. Чтобы создать ощущение, что герои идут с нами практически рука об руку, во время записи применялась особая технология.

СЕМЕН АЛЕКСАНДРОВСКИЙ,режиссер:
«Бинауральная запись. Ее особенность заключается в том, что она дает ощущение присутствия в звуковой картине. Их не видно, но они где-то здесь. В этом есть даже какая-то детективная история».

Всего было сделано около 15 сценарных планов, многое менялось прямо во время записи. А в какой-то момент история стала настолько многофигурной, что создатели спектакля издали специальный глоссарий — свод всех имен, упоминаемых в сценарии. Аудио-съемки спектакля длились целых 4 месяца.

АЛЕНА СТАРОСТИНА,актриса:
«Безусловно, это не так просто идти и в какой-то момент подниматься и постоянно разговаривать. Ты должен существовать в декорациях, ты не на сцене, а на природе, все по-настоящему. Ты не можешь воздействовать на зрителя мимикой, жестами, у тебя остается только голос, и ты должен быть точен в мысли».

Постановка «Вечное возвращение» — заставляет сопереживать героям, либо категорически с ними не соглашаться. А желание вслушиваться в каждое слово — во многом и есть признак удачного спектакля.