О горных вершинах и тех, кто их покоряет – специальный репортаж Максима Облендера.

Максим Облендер, корреспондент: «Дудергофские высоты – самая высокая точка Петербурга. 176 метров над уровнем моря. И даже здесь сложно понять, а что движет альпинистами, которые, бросая все дела в мегаполисе, идут покорять "восьмитысячники". Как это, как на себя самого, полагаться на спутников, идущих с тобой в одной связке. И всем нам, кто выше этих 170 метров не бывал, остаётся только слушать наших земляков – покорителей вершин, и пытаться разобраться, а зачем идут туда, откуда можно и не вернуться».

Группа Елены Базыкиной пропала на Эльбрусе в 87-м. И только сейчас тело альпинистки из Ленобласти вернули на землю, спустя почти 30 лет. В кармане паспорт и обратный билет Минводы – Москва. Её подруга, Елена Шептуха, до сих пор помнит, как девушки вместе вступали в туристический клуб, как вставали под рюкзак и проходили первые маршруты.

Елена Шептуха, подруга Елены Базыкиной: «Она заболела болезнью, которая называется любовь к горам. Она прожила короткую жизнь, но очень насыщенную и интересную. Она играла на гитаре, очень хорошо пела. В группе она получила такое прозвище ласковое – заяц. У нас у всех была хорошая подготовка, у нас проводились школы в клубе, были хорошие инструктора».

И эта туристическая романтика даже спустя 30 лет осталась. И от лавин так же никто не застрахован. Хотя верёвки стали прочнее, легко выдержат одну-две тонны веса, а масса обвязки – всего лишь 100 граммов, как пачка чипсов, говорит мой инструктор Николай Тотмянин.

Восемь метров и уже забитые мышцы рук и ног. А он совершил полторы сотни восхождений: Хан-Тенгри, Пик Коммунизма. Это Николай Тотмянин в год 300-летия Петербурга водрузил на вершине Эвереста флаг «Зенита», потому что флаг города привезти на вокзал не успели. Это он поднялся на Пик Ленина 7140 метров за 6,5 часов – рекорд! И даже его удивляют новостные сводки.

Николай Тотмянин, путешественник: «Этот год изобилует несчастными случаями, которые произошли в разных местах. Так периодически случается раз в 15 – 20 лет. Как в любом виде деятельности, у нас происходит много событий в течение года. Та информация, которая доходит до людей, не разбирающихся в теме – до них доходит в основном негативная информация.
— Это как с самолётами, ежедневно летают миллионы, но стоит одному упасть и всё.

Событие, за которым следил весь мир. В Пакистане военные пилоты, рискуя жизнью, спасли альпиниста петербуржца Александра Гукова – его товарищ сорвался в пропасть, а Гуков неделю был заблокирован на высоте в 6 с лишним тысяч метров. Без еды и связи.

В Кабардино-Балкарии группа альпинистов, опять же из Петербурга, попала под камнепад. Несколько человек пострадали. В интернете уже пишут броские заголовки «проклятие петербургских альпинистов». А они всё идут и идут в горы.

Максим Облендер, корреспондент: «Подъём на Эльбрус в самую хорошую погоду, когда, по словам гидов, до вершины может дойти даже подросток, обойдётся в 40 000 и это без билета до Минеральных вод. Снаряжение дают в прокат. Или бери своё. Такая простая палатка, как у меня точно, не подойдёт, её сдует первым же ветром. Удовольствие для людей обеспеченных, или для зависимых от гор, для тех, кто, влезая в долги, на последние деньги покупает снаряжение».

Кому-то алкоголь, сигареты, а кому-то горы, ледорубы и рюкзаки. Адреналиновая зависимость – ставит диагноз психолог Марина Музыченко:

– Скорее всего, идут природные инстинкты, завоевать, покорить, что-то доказать. Если человек сидит весь год в офисе и один раз в год он выезжает в горы, покорил вершину, он каждый год будет ждать этого момента, потому что там он чувствует себя свободным.

Зачем? Вопрос, который поднимали ещё герои картины «Вертикаль». Фильма о тех, кто решился на личный подвиг, фильма о тех, кого сложно понять здесь на земле.

Максим Облендер, корреспондент: «О тех, кем восхищаются и кому посвящают стихи. И мне, и моей гитаре придётся ненадолго оставить лагерь, и отправиться к скалолазке, альпинистке – той самой из песни».

Страницы записной книжки Высоцкого – а в ней её телефон. Светлана Лепко работала на Эльбрусе, когда съёмочная группа «Вертикали» приехала в гостиницу в приэльбрусье. Короткое знакомство – и вот она уже дублёр Маргариты Кошелевой и инструктор съёмочной группы.

Светлана Лепко: «Говорухин альпинист, а остальные все в первый раз. А остальных я водила на Когутайчик – есть такая вершинка, пришли, отдохнули. Утром смотрю, а они по лестнице задом спускаются. Ага, на Когутайчик нас сводила. Ноги».

Она признаётся, не знает, как сложилась бы её жизнь, если бы не горы. Были бы эти встречи? На шкафу хранится гитара, та самая, на которой играл Высоцкий, однажды зайдя к ней в гости, а в голове – воспоминания, крепкие как скала. И пока мы будем снова и снова спрашивать их, зачем вы меняете городской комфорт на опасность, на риск? Ведь там опасно, там погибают. Они опять не смогут объяснить и будут отшучиваться строчками Высоцкого. «Так лучше, чем от водки и простуд».