Интервью с кандидатом исторических наук Ильёй Ратьковским.
– Илья Сергеевич, спасибо, что согласились дать нам интервью, давайте сразу же объясним нашим зрителям, где мы находимся. Это электронный читальный зал Президентской библиотеки, которая и опубликовала эти безумно, на мой взгляд, интересные документы, которые чуть-чуть проливают свет на преступление, которое в значительной мере могло повлиять на ход всей истории.
Давайте рассмотрим чуть более подробно этот фотоотчет. Я читаю: инсценировка Кингисеппа и Юровского. Это тот самый Юровский, который Николая расстреливал?
Илья Ратьковский, кандидат исторических наук: «Да, он в этот момент находился в Москве, этот человек был у Свердлова, он выполнял ряд его поручений».
– 30 августа 1918 года. Завод Михельсона. Только что закончился митинг, идут к своей машине. Почему нет охраны?
– Первое. Ленин приехал на завод Михельсона уже в седьмой раз за это лето. Прежние все приезды этим руководил Дзержинский. Но 30 августа 1918 года, чуть раньше, в 11 утра, произошло убийство Урицкого. Охрана была чекистская. Вторая охрана – завода Михельсона. Всегда было известно, когда Ленин или другие партийные деятели приезжают. И здесь 2 момента. Дзержинский уезжает, а Петерс, который его замещает, он, очевидно, не скоординировал чекистскую охрану. Когда Ленин приехал на митинг, его никто не встречал. И, наконец, третий эпизод, который сыграл свою роль, это момент, когда Ленин выходит из помещения, случилась сутолока, упал человек. Возможно, специально один из группы террористов. В результате толпа была отсечена от Ленина. Ленин шел впереди толпы. Единственное, его задержала кастелянша Попова. Ленин на ходу ей объяснял, собирался поворачиваться к машине, в этот момент раздались выстрелы Каплан. Порядка 3,5 метра.
– Это же смертельный выстрел! Только сейчас, глядя на эту фотографию, я осознал, насколько Ленин был близок к смерти!
– Она имела практику владения Браунингом ещё с первой революции, хорошо стреляла, всё, вроде бы, в её пользу, но нервы – это раз. Второй момент – Ленин, хоть и находился близко, стоял спиной. Это не статичная фигура, он говорил, жестикулировал, поворачивался, делал это всё на ходу.
– Каплан что-то говорила в момент выстрела? Кричала?
– Нет.
– Меня очень задели следующие строчки. Из воспоминания Бонч-Бруевича. «… Зачем мучают? Убивали бы сразу. И тихо смолк, словно заснул». Что говорили врачи?
– При первом внешнем осмотре диагноз был достаточно хорош, потому что Ленин, обладая крепким здоровьем, смог самостоятельно подняться на третий этаж, раздеться. Но на этот момент ещё не стала поступать кровь в лёгкое. Первый период Ленин ещё мог бороться. Потом этот кризис наступает.
– Кто заказчик? Есть несколько версий. Я даже слышал невероятную – любовную.
– Любовную мы в сторону, потому что Каплан и Дмитрий Ульянов, находившийся в Крыму, они не пересекались. Если рассматривать основные версии, то за убийством стояла эсеровская организация, вопрос только один – какая это эсеровская организация? Советская историография четко обозначала, что это организация правых эсеров. Однако эта версия сейчас достаточно серьёзно критикуется. Она основывается на показаниях водителя Семёнова. Который к этому времени уже был чекистом. И здесь есть большая вероятность, что за покушением стоит группа Бориса Викторовича Савенкова. Террористическая организация, очень большая, 5000 человек, в Москве, в Казани.
– Говорят, ещё политические конкуренты могли быть инициаторами, среди соратников.
– Называют фамилию Свердлова.
– Как самого близкого к «трону».
– И который после ранения занял – временно – занял не только кабинет Ленина, но и его функции выполнял.
– Насколько это вероятная версия?
– Всё-таки маловероятно, потому что Свердлову тогда нужны были бы исполнители. Считать, что Каплан каким-то образом была завербована Свердловым, это проблема.
– Но есть ещё одна версия, что большевики специально спровоцировали эту ситуацию, чтобы объявить тотальный кровавый классовый террор.
– Маловероятно, потому что Ленин никогда не давал с собой играть. Сам характер ранений говорит о том, что покушение было реальным. Никакой инсценировки не было. Повод для террора был уже – покушение на Урицкого. Можно упомянуть, что были в Петрограде странные события – 28 августа, за 2 дня, попытка покушения на Зиновьева.
– Как большевики воспользовались ситуацией? Опишите масштабы того ужаса, о котором позже писал Солженицын?
– Солженицын всё-таки литератор, и есть преувеличения. Если чисто исторически, то выстрелы привели к первому всплеску террора. Было расстреляно органами ВЧК 3000 человек. С 30 августа по 5 сентября. В основном, в этот период расстреливали уголовников, были и чиновники царской армии. Но отметим, что первый период – он всё-таки снизу, он не регулировался никакими документами. И в этих условиях, когда террор носил стихийный характер, неорганизованный, принимается ряд документов, чтобы террор вошел в определённое русло, был регламентирован.
– Всё-таки, если бы этот зловещий замысел сумела реализовать Каплан, какой бы тогда была страна?
– Очевидно, сами размеры ответного красного террора были больше. Более масштабными. Сам террор был бы более продолжительным.
– Кто пришел бы к власти?
– Свердлов. Был бы первый период более жесткого управления. С другой стороны, если пришли бы к НЭПу, то, возможно, это был бы период, хоть и диктатуры, но более ослабленной, рациональной.
– Спустя почти 100 лет, чему нас должно научить это событие?
– Я в своих исследованиях ввожу такой термин – маятник террора. Какое-то событие приводит к ответному событию. Индивидуальные террористические акты редко решают проблемы.
– Зло порождает зло.
– С этим можно согласиться.