В чем феномен «моды на жестокость» среди молодых людей? И возможно ли этому противостоять? Репортаж Елены Болдышевой.
Мы не можем показать лица этих подсудимых. Они несовершеннолетние. По версии следствия, именно они участвовали в избиениях и грабежах. Всем троим – по 17. В ноябре Приморский районный суд отправил их в СИЗО. По статье — грабеж. Через полгода изоляцию заменили домашним арестом. Надели электронные браслеты, чтобы следить за передвижением.
Это не помешало прийти в Таврический сад. Здесь избивали учителя гимназии. Несколько человек. Одного. По версии следствия, среди десятка нападавших были и трое с электронными браслетами.
Учитель сейчас в больнице. Его девушку тогда не тронули. Сейчас присылают угрозы. В ту же ночь подростки ограбили магазин. Избили прохожего. Не понравилась его татуировка. Всего после рейда подростков по центру Петербурга в полиции появилось 16 новых заявлений.
– Я считаю, что травля, которую производит, в том числе, и телевидение, вредит не только моему ребенку, но и всем. А то, что сейчас происходит, «хлеба и зрелищ» называется.
Это тетя подсудимого. Она уверена — опознание провели с нарушением. В интернете появились фото участников бесчинств. Журналисты не при чем. Их нашли сами потерпевшие.
Участники банды малолеток известны Следственному комитету. По делу о грабеже в Приморском районе проходили 19 человек. Пока шло судебное разбирательство, отправленных под домашний арест часто видели в Центральном районе.
Мария М., житель Центрального района: «Они тусят в Таврике и на Советской. Но чаще на 8-й их видят. Их все знают. В тот день они нажрались и начали грабить ларьки».
Вот страницы тех, кого тоже подозревают в ночных бесчинствах. Их пока не нашли. Многие подписаны на группы «А.У.Е.». Движение, посвященное тюремной субкультуре.
«А.У.Е.» – «арестантский уклад един». В соцсетях около трех тысяч сообществ. «Уркагантское единство» объединяет подростков от 10 до 17 лет. Блатная романтика. По ту сторону монитора. Потом – по ту сторону решетки. Колпинская воспитательная колония. Для несовершеннолетних.
– С этих групп все и началось. Помню, там картинка была на заставке. Воровская звезда. Узнавал это все, и мне начало нравиться. На СИЗО, пока находился, я поддерживал воровскую субкультуру А.У.Е.
Есть мнения, что подлинная воровская субкультура закончилась после убийства в «Белом лебеде» Васи Бриллианта. 35 лет в тюрьмах. Ни дня не работал на государство. Легендарный вор вещей имел только книги.
Мировоззрение подписчиков «А.У.Е.» ограничено картинками с дорогими машинами, татуировками и скопированными афоризмами. Фото «стаек» подростков. Реклама хорошей одежды. Эти сообщества насаждают псевдотюремную субкультуру. Они помогают превратить ID-страницы в номер на тюремной робе.
Подозреваемых в жестоком избиении и ночных грабежах из суда под конвоем его увозят в СИЗО. Может ли эта дорога стать началом пути исправления? В 2006-м году за повторные преступления в тюрьму попадали 16% подростков. В 2014-м за решетку возвратилась почти треть.
Темы подростковой преступности в топе новостей появляются каждый месяц. Весной все узнали о движении «поясни за шмот». Тот же тюремный жаргон. Те же примитивные методы.
Дети избивали сверстников за то, что они носили одежду некоторых брендов. И не могли «пояснить за шмот». А это похожее требование в «советском» стиле.
Мальчик, которого заставляли снять серьгу в фильме «АССА» – Сергей «Африка» Бугаев. Это интервью мы записали в марте. Художник говорил о мировой тенденции движений, подобных «поясни за шмот». И о российских особенностях.
Сергей Бугаев: «Папа валяется пьяный. Мама не в состоянии осуществить какую-то форму воспитания. А все. Больше ничего нет. Дети находятся не только брошенными, но и в состоянии такой управляемой биомассы. Вот есть коллективное тело молодежи, социально формирующееся в нестабильной среде, где родители не очень зарабатывают. Это как бы такая трансформация некой зависти плюс социальный статус в переводе на физически агрессивную фазу поведения».
Проблемы современной молодежи социологи видят в отсутствии идеологии. Экономисты пеняют на невозможность попасть в социальные лифты. Пока нет ни того, ни другого, подростки придумывают свои. На фото один из участников подростковых бесчинств в центре. На нем толстовка определенного бренда. Принадлежность к «правой» субкультуре. Для них это как погоны. Ступенька в ими же изобретенной иерархии. Где совсем юные спрашивают за шмот. А когда подрастают, могут спросить за татуировки или избить вдесятером. Просто так.