Юбилейный год знаменитый вуз проводит в новом корпусе, куда преподаватели и студенты переехали на время реконструкции основного, исторического здания. Евгения Альтфельд побывала в знаменитых залах, где учились Чайковский и Прокофьев.
Звуки скрипки среди руин. Посреди огромного, мистического зала маленький музыкант играет романс Генриха Винявского, который преподавал здесь 150 лет назад. Словно призрак Консерватории, которой предстоит возрождение. Это — самая масштабная реконструкция здания за всю историю.
Михаил Андреев, руководитель проекта Северо-Западной дирекции Министерства культуры РФ: «Будут демонтированы балконы, которые будут восстановлены. Здесь будет порядка тысячи посадочных мест».
Нам удалось получить эскизы этого зала. Вот как он будет выглядеть после реставрации. Исторический цвет стен, партер, но современная начинка, которая соответствует требованиям музыкантов 21 века. Появятся и совершенно новые пространства. Во внутреннем дворе идут работы, здесь будет зона отдыха для педагогов и студентов. Двор перекроют куполом и построят новые этажи.
Консерватории всегда не хватало классов, групповые занятия — исключение, большинство один на один с педагогом. Музыканты — штучный товар. Борьба за кабинеты начинается с семи утра, а вечером о закрытии здания приходится объявлять по громкоговорителю.
Артур Адршин, студент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова: «Если не успеть — после 7-ми классов не будет. Обычно люди приходят, берут ключи и занимаются до тех пор, пока их не выгонят. В 10 вечера объявляют, что все закрывается, просят покинуть помещение, но естественно, произведение еще не дорепетировано, занимаешься, потом приходит вахтерша, ругает нас».
В новый корпус временно перенесли и историческую мебель времен ректора Александра Глазунова. Сидя на потертом кожаном диване своих великих предшественников, нынешний ректор Алексей Васильев размышляет о развитии вуза. А на досуге руководит еще и собственной группой «Меломаны», играет на бас-гитаре, пишет стихи и поет.
Живя на стыке классики и рок-н-рола, ректор мечтает дополнить основную программу новыми направлениями, которых по его мнению не хватает ВУЗу.
Алексей Васильев, ректор Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова: «Может быть, такие жанры, как джаз или мюзикл, может быть пора Консерватории внести какой-то вклад, например композиторская школа – она обязана быть современной, чтобы быть востребованной, она не может оставаться исключительно в классических рамках, ей надо как-то развиваться».
О расширении программы более предметно будут думать уже после окончания реконструкции, года через 2. Сейчас строители занимаются фасадом, чтобы успеть до холодов. Внутри уже избавились от переделок советских лет, вернули овальную форму окнам и простор старинным залам. Воссоздали помещение храма, которое было поделено на несколько этажей. До недавнего времени тут были классы.
Евгения Альтфельд, корреспондент: «Здесь, в помещении бывшей домой церкви, очень хорошо видны следы советской эпохи. То, что осталось от перегородок, обои в цветочек, которые клеили поверх исторической росписи».
Главное украшение зала Глазунова – орган – скрывает саркофаг, который оберегает исторический инструмент от строительной пыли. Реставраторы расчищают лепнину и позолоту.
Евгения Альтфельд, корреспондент: «Мы находимся под самым потолком зала Глазунова, где сейчас идут работы по восстановлению исторической росписи, пока она закрыта защитными материалами, но кое-где можно уловить ее очертания. Вот, например, лицо ангела».
Музыковед Валерия Соколова — прямой потомок знаменитого рода Демидовых, которые пожертвовали колоссальную сумму на строительство Консерватории. И с тех пор вся семья Валерии связана с музыкой, а дома — по сути — частный музей истории ВУЗа. Вот фотография прапрабабушки. Ей дает урок знаменитый пианист и соратник самого Рубинштейна – Василий Виллуан. А вот — костяной веер с автографами великих музыкантов.
Те, кто учился здесь в разные годы и даже столетия, не боятся перемен в облике исторического здания. Для Валерии Соколовой дух Консерватории – в принципах подбора педагогов и традициях, которые заложили ее основатели еще 150 лет назад.
Валерия Соколова, дирижёр, музыковед: «Известны слова Глазунова, который принимал экзамен у Прокофьева, он сказал, мне совершенно не нравится то, что вы играете, это совершенно невозможно, но это — гениально, и вы, конечно же, будете здесь учиться. Я от всего сердца желаю это оставить в Консерватории…».
Юбилейный концерт в Мариинском театре. За дирижерским пультом — ректор знаменитого вуза, на сцене – композитор Сергей Слонимский, и его произведение, специально написанное ко дню рождения старейшей российской Консерватории. Которая замерла под строительными лесами, в ожидании больших перемен.