Кто за нами следит? Как и с какой целью? Репортаж Антона Цумана.
В этом неприметном здании по адресу Шпалерная, 36 располагается офис компании Петер-сервис. На прошлой неделе сайт Wikileaks обвинил её в сотрудничестве с российскими спецслужбами:
«Петер-Сервис, по-видимому, не просто подчиняется российским законам о надзоре, а довольно активно и добровольно сотрудничает с государственными разведывательными службами».
Официально эта компания – один из крупнейших российских поставщиков программ и оборудования для операторов сотовой связи. Но, как утверждает Wikileaks, такое оборудование якобы дает возможность следить за своими абонентами. И эксперты такую возможность не отрицают.
Станислав Шакиров, технический директор проекта «Роскомсвобода»: «Там в основном были не схемы, а технические задания, документация к разработке терминалов, с помощью которых можно смотреть внутренности переговоров, смс и так далее. То есть по факту — это оператор, ему ставится определенный софт, в базу данных складывается юзерская информация и потом по этой информации происходит поиск».
В практике спецслужб существуют 15 методов сбора информации — и значительная часть осуществляется с помощью СОРМ — системы оперативно-розыскных мероприятий. Которая включает в себя прослушивание телефонных переговоров и мониторинг интернет-траффика. Но, как уверяют эксперты, ни разрабатывать, ни тем более использовать такие средства ни одна спецслужба не в праве.
Николай Полунин, ветеран спецслужб: «Эту технику разрабатывают конкретные люди имеющие государственную лицензию. Не каждый сотрудник и не в каждом случае имеет право пользоваться этой системой. Либо должно быть возбуждено уголовное дело, либо должны быть очень веские основания подозревать конкретного гражданина в конкретном противоправном действии».
Вот данные из реестра юридических лиц, из которых следует, что лицензия на разработку специальных технических средств у «Петер-сервиса» была. По крайней мере, до 2013 года. Опубликованные Wikileaks документы как раз охватывают этот период. Но сама компания сотрудничество со спецслужбами официально опровергает. Письменно. Без комментариев.
«Петер-Сервис» действует в строгом соответствии с законодательством стран, в которых присутствуют наши клиенты. Неприкосновенность частной жизни – один из постулатов нашей работы. Сотрудники компании не имеют доступа к абонентским данным, тем более компания никогда не передавала информацию об абонентах наших клиентов спецслужбам какой-либо страны».
Но в цифровой эпохе наши данные могут попасть в чужие руки против нашей воли. Более того, мы сами рады их в эти руки отдать. Например, сотрудник лаборатории интернет-исследований Олеся Кольцова демонстрирует нам как много могут сказать наши профили социальных сетей совершенно посторонним людям.
Олеся Кольцова, заведующая лабораторией интернет-исследований НИУ ВШЭ: «Надо иметь в виду, что все, что вы когда-нибудь о себе сообщали в сеть, может быть теоретически доступно кому-нибудь. Особенно если вместе будут соединены разные источники. Ваши разные социальные сети, данные вашего мобильного телефона, покупок, поискового поведения».
Такую информацию охотно покупают банки, рекрутинговые агентства, интернет магазины. Информацию которую мы сами согласились отдать, поставив галочку в лицензионном соглашении. Специалисты по компьютерной безопасности видят в этом скорее тренд времени, чем угрозу.
Павел Кузьмич, специалист по компьютерной безопасности: «Я бы не говорил про слежку. Запись наших действий действительно ведется, но надо понимать, что не за каждым человеком в отдельности с целью установить его конкретные персональные сведения и спуститься до конкретного физического лица. Сколь до некоторого обезличенного пользователя, который представляет цель для компании как для потребителя услуг».
По словам Бреда Паскаля – интернет-технолога предвыборного штаба Дональда Трампа – история поисковых запросов позволяет узнать о человеке больше, чем знают даже его родственники. Получается, мы сами себе Wikileaks и сами себя разоблачаем. И никакие спецслужбы здесь ни при чем.