В центре Петербурга — в Мраморном дворце — прошёл III Международный форум пространственного развития. В какую сторону нам идти и по каким принципам развиваться — на форуме попробовали ответить на эти вопросы. А мы их проиллюстрировали на примере конкретной петербургской агломерации на севере города. Лахта послужит нам макетом, городом в миниатюре.

Павел Никифоров, корреспондент: «Последние годы мы активно развиваем пригороды, в них переселяясь. Но пригороды с низкой плотностью населения уже не являются городами. Большие пригороды плохи, потому что они потребляют огромное количество энергии. Ведь город – это всегда определенная плотность и густонаселенность. Без баланса количества жителей будущего, в том числе и у нашего города, нет».

И если мы продолжим уменьшать плотность среды, то город столкнётся с серьезными экономическими проблемами. Каждый может жить хоть в отдельном доме, хоть в отдельном жилом комплексе в чистом поле, но тогда разрушится экономический потенциал агломерации. И стоимость услуг взлетит в космос.

Мария Элькина, архитектурный критик: «На Петербург это влияет, конечно же, не очень хорошо. И дело даже не комплексах в чистом поле — каждый комплекс это отдельный случай. Проблема историческая. Петербург — город с очень низкой плотностью. Это, прежде всего, из-за того, что в 35-м году территорию города молниеносно расширили и всё советское планирование было довольно рыхлым, там было очень много свободных территорий. И сейчас планирование рыхлое. И эта историческая проблема, которая нарастает».

Но пойдём дальше искать проблемы городского развития и их решения. Причём мнение интересно узнать не только у урбанистов и архитекторов, но и у тех, кто к городскому планированию отношения не имеет. В мраморных залах под огромными хрустальными люстрами выступали и Александр Невзоров, и театральный режиссер Семен Александровский, и видный художник Андрей Бартенев. И последний, часто бывающий в нашем городе, сильно расстраивается, что культура реставрации исчезает в Петербурге.

Андрей Бартенев, художник: «Если бы эта культура вернулась в Петербург, то Санкт-Петербург стал бы безумной, самой главной мировой жемчужиной, туристов было бы намного больше. Но с другой стороны, мне нравится вот такая замшелость и руинность этого города, потому что руки некоторых рестораторов просто отрубить и отправить их на переработку».

Снова переезжаем на север города к Лахте. Все в мире хотят строить небоскрёбы — и это не самая плохая крайность. Ведь они создают ту самую необходимую плотность населения, в том числе и в старых городах. Так, например, в Лондоне сейчас одновременно возводят 200 высотных зданий. Но с другой стороны ни одна транспортная система этого просто не выдержит. Эту картинку можно наблюдать каждый день в районе семи вечера — за сотнями строителей приезжают десятки автобусов, перекрывая по две полосы шоссе. А теперь представьте, что к офисному небоскрёбу одновременно приедут несколько тысяч сотрудников и каждый на своём личном автомобиле.

Антон Финогенов, урбанист: «Здесь важнейший ментальный момент, который нас и отличает от той же Барселоны и многих других городов-лидеров. Что для нас эта такая третьестепенная тематика, всегда в бюджетных обязательствах идёт социалка, впереди идут целый ряд других вопросов, а потом, собственно, инвестиции в такую городскую инфраструктуру. И самое важное, что попытка решить эту проблему у нас в формате "вот частный инвестор — пусть и строит"».

А частный инвестор эти развязки, улицы и подъезды может построить, а может и не построить. Тут нужны законодательные обременения, да и в целом нужно научиться мыслить сильно наперёд.

Павел Никифоров, корреспондент: «Чтобы правильно развивать город, нам нужно думать на два шага вперед. Глобальное потепление даже на 3-4 градуса может привести к затоплению Петербурга. И нужно уже сейчас разрабатывать и развивать инфраструктуру, которая это предотвратит. Мы уже сейчас должны понимать, что будем делать с ненужными телефонными линиями и, например, как еще долго нам будет нужен светофор как основной элемент регулирования движения».

И сделать это возможно только при участии самих горожан. Общественное мнение всё чаще влияет на развитие мегаполисов. Полагаться только на власть и специалистов в планировании собственного города — в урбанистике это вчерашний день.

Александр Старков, член правления Национальной инициативы «Живые города»: «Есть одна логика: пусть администрация всё делает, а мы посидим, а потом скажем, что всё снова разворовали. Есть вторая логика — не вешать всё на администрацию, которая естественно не управляет всеми 100% активов города. Она управляет максимум 15%. Для этого нужна одна вещь – осознать себя горожанином и взять права на город».

Павел Никифоров, корреспондент: «Санкт-Петербург, безусловно, был одним из главных городов мира. Но сначала мы стали бывшей столицей несуществующей империи, а потом, найдя новое имя и функции с распадом Союза, потеряли и это. И теперь нам нужно заново найти своё место в мире, в некотором смысле снова изобрести себя».

Да, с оглядкой на мощную историческую основу, но все же мы должны стать новым современным городом. И для этого мы должны проектировать сначала улицы, а только потом здания по ним. Мы — горожане — должны начать активно участвовать в развитии собственного города. И думать чуть дальше, чем только о сегодняшнем дне.