Юрий Зинчук, ведущий: «Ну а теперь о самом громком скандале этой недели. Скандал национального масштаба. Чтобы минимизировать его последствия потребовалось даже личное участие президента Владимира Путина. Я имею в виду десятки тысяч брошенных наших соотечественников. Которые стали заложниками в этой ситуации по вине и халатности компании ВИМ-авиа.

Власти города сейчас вместе с другими авиакомпаниями и туроператорами организовали, по сути, эвакуацию пассажиров. В первую очередь, возвращают тех, кто находится за границей и должен вернуться домой. После чего будет налажена система отправки пассажиров из Петербурга».

В том, что авиакомпании иногда банкротятся и разоряются ничего удивительного лет. Авиаперелёты относятся к категории, как говорят специалисты, бизнеса высоких рисков. Для справки, только за последние два года во всём мире 53 авиакомпании прекратили своё существование. Разорились даже такие гиганты, как немецкая Berlin Air и американская United Airlines. И кипрская C Airways. И грузинская Fly Vista. Список огромный.

Но в случае со злополучной ВИМ-авиа поражает другое. Не то, что компания обанкротилась, а то, что ничего не было сделано для эвакуации более 30 тысяч наших российских пассажиров. Только петербуржцев в этом списке 4245 человек. Без билетов, без гостиниц, порой, даже без денег они были, по сути, брошены за пределами родины.

По данным аэропорта Пулково, только за последние четыре дня было отменено 16 рейсов «ВИМ-Авиа». За это же время 17 рейсов не прилетело в Пулково. Общая сумма, которая требуется для того, чтобы оплатить все билеты, 380 млн. рублей. Это чуть больше 6,5 млн долларов. Некоторые дома на рублёвке стоят дороже. Национальная беда стоимостью в один хороший особняк. Вот почему таким раздражённым президента Владимира Путина, отчитывающего чиновников, давно не видели.

Это очень российская история. Здесь много того, с чем связывают такое понятие, как бизнес по-русски. Например, даже штаб-квартира «ВИМ Авиа» находилась в пустынном поле в помещении больше похожим на сарай. В двух часах езды от ближайшего крупного города в Татарстане. И владелец – кипрский офшор. Да и директор предусмотрительно покинул страну за день до краха компании. По всей видимости, предупредили. Но самое важно другое. Всегда при крахе авиакомпаний: немецкой, американской или любой другой – государство берёт на себя ответственность за эвакуацию и безопасность пассажиров. Всегда и везде. Только не в России. И главный урок из этой истории должен быть простым и ясным. Как говорил Данила Багров из фильма «Брат», нельзя своих бросать на войне. Ни на войне, ни в заграничном аэропорту без обратного билета домой.