МИХАИЛ СПИЧКА, ведущий:
Штабные генералы, орденоносные маршалы — все они наверняка внесли свой вклад в Великую Победу. А может всё-таки солдаты? Их — миллионы. Тех, кто погиб, и тех, кто вернулся домой. Победа, она ведь одна на всех. А звания могут быть разными. Но так искренне, так правдиво и так пронзительно о войне написали именно лейтенанты. Все они были фронтовиками. И это многое объясняет.
Виктор Некрасов. «В окопах Сталинграда». Одно из первых почти документальных произведений о войне. Отступление Красной армии, укор в глазах мирных жителей, мимо которых уходят войска. Потом уже Сталинград. Главный герой, военный инженер, отвечает за окопы. Их надо рыть и укреплять. От этого зависит жизнь солдат и оборона города. Бои, бесконечные бои под немецкими бомбёжками. И правда, только правда и ничего кроме правды в этом тексте. Цитата: «… Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, ещё дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне….»
Виктор Некрасов своей прозой, её реализмом, непривычной для читателя простотой и отсутствием пафосной героики показал, как можно и как нужно писать о войне…
А ведь на военной теме можно создать и увлекательный детектив. Да-да. Мы не боимся этого жанра, когда речь заходит о романе Владимира Богомолова (во время войны лейтенанта) «Момент истины» («В августе 44-го»).
Группа СМЕРШа занимается поисками диверсантов, которые заброшены на недавно освобождённую от немцев территорию. От этого текста невозможно оторваться — настолько он захватывает своим сюжетом, его развитием и многочисленными деталями, абсолютно не утомительными. И, конечно же, главная сцена, когда контрразведчики «прокачивают» (это их профессиональное словечко) трёх возможных диверсантов. Многие, наверняка, видели экранизацию этого романа с Мироновым, Галкиным, Балуевым в главных ролях. Эпизод, когда и должен наступить тот самый момент истины, можно пересматривать и перечитывать много раз.
Василь Быков. Автор незабываемых повестей «Сотников», «Дожить до рассвета», «Мёртвым не больно» и «Альпийской баллады». Последняя — о любви, которая возникает между сбежавшими из немецкого лагеря русским солдатом и итальянской девушкой. Романтическая история, которая развивается в течение считанных дней на фоне альпийских пейзажей, не обещает читателю благополучного конца. А начинается она с очень напряжённого эпизода, когда главный герой Иван, вступает в схватку с лагерными, натасканными на людей волкодавами и избавляется от них. В финале (вот вам и кольцевая композиция), преследователи со своими собаками настигают беглецов. Василь Быков «Альпийская баллада».
В 1965-м году была впервые опубликована повесть Виктора Курочкина «На войне как на войне». Младший лейтенант командир самоходки Саня Малешкин рвётся в бой — уже полгода на фронте, а в настоящем деле ещё не был. К тому же, у него не клеятся отношения с экипажем. «В конце концов, я командир или не командир!», — думает он, в то же время с искренней привязанностью относясь к своим бойцам. И при этом совершает подвиги, о которых сам и не подозревает. Финал повести прозаичен и от этого ещё более трагичен: Саню Малешкина убивает осколок снаряда, который влетел в открытый люк самоходки, когда экипаж … просто обедал. Ну что тут поделаешь? На войне как на войне.
«Ой, только бы войны не было!» Это уже из пьесы «Пять Вечеров» фронтовика, выдающегося драматурга Александра Володина.
Читайте и перечитывайте эти книги. Это настоящая литература, и это наша с вами настоящая память.