Летом в Петербурге как будто больше становится времени в сутках – на город опускаются белые ночи. Некогда в честь этого романтичного явления свою повесть назвал Ф.М. Достоевский. Ее главный герой, именуемый «мечтателем» знаком со всем Петербургом.

КСЕНИЯ СОТНИКОВА, корреспондент:

В одной из ключевых сцен повести «Белые ночи» описывается встреча мечтателя с Настенькой. Главный герой возвращается домой по набережной, название которой Достоевский напрямую не указывает, но дает несколько подсказок читателю. Чтобы тот сам мог догадаться, где происходят события.

АЛЕКСЕЙ ЕРОФЕЕВ, краевед:

У Достоевского упоминается «-ский» мост. У него часто так. Переулок какой-нибудь «-оф», или тоже «-ский». СТЫК Поскольку речь идет о Коломне — все это рядом с Николой Морским, поэтому не трудно догадаться, что это Ново-Никольский мост. Здесь очень многое осталось с того, что описывает Достоевский. И — «канава» — Екатерининский канал, ныне — канал Грибоедова. И Никольские ряды. И дома.

КСЕНИЯ СОТНИКОВА, корреспондент:

Петербург и Достоевский неразрывно связаны. Город дарил писателю вдохновение для создания произведений, а, те, в свою очередь — сформировали образ Северной столицы в культурном понимании: без Федора Михайловича Петербург был бы другим, и воспринимался бы возможно иначе

ЕВГЕНИЙ ФИЛОНОВ, доцент кафедры истории русской литературы СПбГУ:

Петербург Достоевского, это, конечно, очень важное звено в том развитии литературного образа города от Пушкина — и до серебряного века. Достоевский вносит в образ Петербурга множество совершенно уникальных черт. Он изображает, как правило, «не парадный Петербург». Он изображает такой мрачный, миражный, туманный город. Город одержимых.

Петербургские места фигурируют во многих произведениях писателя. Сенная Площадь, дома у каналов и набережных. Но чаще, как и в случае с «Белыми ночами», адреса автор не уточняет. И, например, без какой-либо конкретики описывает дом, где жил Родион Раскольников. Исследователи творчества Достоевского уверены: речь о здании номер 19 – на Гражданской улице.

АЛЕКСЕЙ ЕРОФЕЕВ, краевед:

Если мы возьмем текст Достоевского «Преступление и наказание» — то, опять таки, по названиям переулков и улиц по которым ходит Раскольников, — мы можем вычислить что это угловое здание Столярного переулка и тогдашней Мещанской улицей. Скорее всего окраска этого дома была примерно такой же. Потому что очень популярный был такой жёлтый, охристый цвет у зданий.

«Преступление и наказание» стало одним из самых мрачных произведений в творческой биографии Достоевского. «Белые ночи» — самым светлым. Казалось бы, что может тогда роднить два этих текста? И двух вроде бы совершенно разных героев?

ЕВГЕНИЙ ФИЛОНОВ, доцент кафедры истории русской литературы СПбГУ:

Мечтатель и Раскольников — это по сути две стадии развития одного и того же героя. Героя, живущего в двух пространствах одновременно. И вот образ Петербурга, конечно, им соответствует. Дымка, туман, влага, Раскольников говорит: «Я люблю слушать пение под шарманку сырым, влажным, петербургским вечером».

В «Преступлении и наказании» от лица Свидригайлова Достоевский описывает город на Неве так: «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге». А в «Белых ночах» пишет: «Небо было такое звёздное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?». В этом сравнении весь Петербург Достоевского. И во многом мы сегодня видим его таким, каким видел Федор Михайлович.