В гостях у программы «Утро в Петербурге» Христина Шумилова, художник-реставратор, почётный реставратор Санкт-Петербурга.

Тимофей Зудин, ведущий: С 1 марта 2026-го года вступит в силу новый закон, и он позволит ремонтировать объекты культурного наследия организациям, которые не имеют лицензии реставратора. Это значительно удешевит такие работы. Но как скажется на качестве? Будут ли исторические здания иметь надлежащий вид?

Людмила Ширяева, ведущая: Обсудим все эти вопросы с нашей гостьей.

Тимофей Зудин, ведущий: В чём будет заключаться суть нового закона? Чем он отличается от текущего?

Христина Шумилова, художник-реставратор, почётный реставратор Санкт-Петербурга: В первую очередь я бы хотела сказать, что я реставратор, а не юрист. Поэтому трактовать своеобразно закон сейчас не стану. Тем более закон вступит в силу только в 2026-м году. Я предполагаю, что до этого времени формулировки ещё будут дорабатываться и обсуждаться. Возможно, финальные обсуждения должны пройти чуть позже, потому что корректировки продолжаются. Есть, конечно, моменты, которые могут вызывать тревогу, но есть и те, что радуют. Меня, как действующего реставратора, руководителя мастерских и преподавателя, особенно волнует тема волонтёрства. Мы часто участвуем и организуем такие программы. Поэтому важно, что государство начинает поддерживать эти инициативы, и, как мне кажется, новый закон может в этом помочь.

Тимофей Зудин, ведущий: Чем реставрация, которую выполняют строители, отличается от реставрации, которую выполняют реставраторы?

Христина Шумилова, художник-реставратор, почётный реставратор Санкт-Петербурга: Зачастую люди, не понимающие ничего в реставрации, могут навредить памятникам. То есть это бывает крайне грустно. Например, у меня есть один из примеров такой реставрации. С первого раза непонятно, но это палец.

Людмила Ширяева, ведущая: Можете ли сразу сказать, это реставрировали профессионалы или непрофессионалы?

Христина Шумилова, художник-реставратор, почётный реставратор Санкт-Петербурга: Я думаю, ответ очевиден.

Тимофей Зудин, ведущий: Я так понимаю, что новость об изменениях порадует, во-первых, владельцев объектов культурного наследия. То есть такая реставрация будет в разы дешевле, потому что услуги строительных компаний с лицензией стоят гораздо дороже. При этом закон разрешит устанавливать на объекты культурного наследия кондиционеры, стеклопакеты. Как это вообще вяжется с обликом нашего города?

Христина Шумилова, художник-реставратор, почётный реставратор Санкт-Петербурга: Знаете, я считаю, что у нас достаточно продуманное законодательство в этой сфере, и установка кондиционеров или подобные работы вряд ли будут проводиться вандальным способом – со сносом лепнины или чем-то подобным. Здесь важно найти разумный баланс. Что касается компаний с лицензией, конечно, речь идёт не просто о строительных, а о реставрационных организациях, которые имеют право выполнять такие работы. Да, это дороже, но это цена за качество и профессионализм, чтобы не допускать тех печальных примеров, которые мы только что видели.

Тимофей Зудин, ведущий: Из-за чего такая разница в стоимости? Из чего стоимость складывается?

Христина Шумилова, художник-реставратор, почётный реставратор Санкт-Петербурга: Безусловно, вначале приходится проводить проектные работы. Это масштабный процесс, включающий обследования, лабораторные и натурные исследования, участие архитекторов, инженеров, искусствоведов. Работает большая команда специалистов. Труд скульптора, прошедшего 5–6 лет обучения в Академии художеств, и мастера среднего звена – это разный уровень квалификации и разные зарплаты.

Людмила Ширяева, ведущая: Одно дело, когда памятниками занимаются профессиональные реставраторы и возвращают им достойный, красивый вид. Совсем другое, когда, к сожалению, горожане или гости города своими действиями, порой граничащими с вандализмом, наносят памятникам ущерб. Мы показываем памятники, которые получили урон и ущерб от таких «наездников». Почему нельзя залезать на эти памятники, помимо того, что это некрасиво и некультурно?

Христина Шумилова, художник-реставратор, почётный реставратор Санкт-Петербурга: Многие считают, что если они заплатили за билет в парк, то могут обращаться с его объектами как угодно, будто это их личный аттракцион. К сожалению, с таким подходом мы сталкиваемся довольно часто. Например, была забавная история: в одном из парков пожилая дама в ярких лосинах забралась на шею Аполлону и не смогла самостоятельно слезть. Её снимали всем миром, а на вопрос, зачем она это сделала, ответ был: «Я за билет заплатила – что хочу, то и делаю». К сожалению, именно так некоторые и воспринимают культурное наследие.

Тимофей Зудин, ведущий: Насколько эти памятники прочны?

Христина Шумилова, художник-реставратор, почётный реставратор Санкт-Петербурга: В основном памятники к этому не приспособлены. Например, львы – это медный лист всего примерно 1-2 миллиметра местами. Представляете, когда на такую толщину листа садится человек.

Тимофей Зудин, ведущий: То есть это не монолитные скульптуры?

Христина Шумилова, художник-реставратор, почётный реставратор Санкт-Петербурга: Да. Они для этого не предназначены, они нужны были только исключительно для того, чтобы украшать наш город.

Тимофей Зудин, ведущий: Есть ли плюсы в этом федеральном законе?

Христина Шумилова, художник-реставратор, почётный реставратор Санкт-Петербурга: Да, всё-таки жизнь течет и меняется, и закон должен тоже соответствовать течению времени.