На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Валерий Ефремов, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник института лингвистических исследований РАН.
Василий Киров, ведущий: В эфире нашего телеканала начала выходить программа «Петербургский текст». В ней история города раскрывается через русский литературный язык, который, как известно, формировался именно здесь.
Ксения Бобрикова, ведущая: В субботу выходит новый выпуск программы. О чем будет идти речь? Кто станет главным героем?
Василий Киров, ведущий: Все мы знаем петербургский стиль, например, в архитектуре. Мы четко понимаем, что он из себя представляет, как он читается. Если говорить о петербургском тексте, в чём его основная особенность? Как его читать и увидеть основные грани?
Валерий Ефремов, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник института лингвистических исследований РАН: Термин «петербургский текст» появился относительно недавно – менее 50-ти лет назад. Первые упоминания о Петербурге в XVIII веке были в виде оды, но с конца XVIII века появляется интересная история, связанная с тем, что в художественных текстах вдруг город начинает существовать как герой. То есть не просто упоминание каких-то рек или островов, но как некое действующее лицо. Это и создаёт ощущение «петербургского текста». Русская поэзия XIX-XX веков также посвящена этому городу. Если говорить о том, каким предстает «петербургский текст», то он очень разный. Наша цель – исследовать, как тексты о Петербурге переплетаются и отражают память мест. Петербург, как императорская столица, обладает богатой литературной традицией.
Ксения Бобрикова, ведущая: Насколько сложно рассказать об известном историческом месте через русскую литературу?
Валерий Ефремов, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник института лингвистических исследований РАН: Непросто. То есть про Невский проспект можно сделать не одну программу, потому что есть несколько текстов, которые так и называются «Невский проспект», включая работы Гоголя. При исследовании переулков или интересных домов нужно углубляться в их историю. Нам повезло, что практически весь свет русской литературы XIX и начала XX веков жил здесь, соответственно, нам есть, о чём рассказывать. Хотя это может быть кропотливым процессом.
Василий Киров, ведущий: Есть ли у вас любимая программа, которая запомнилась больше всего? Есть ли что-то интересное, что по каким-то причинам осталось за кадром?
Валерий Ефремов, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник института лингвистических исследований РАН: Все программы любимые, как дети, но свежи воспоминания о «Столярном переулке», они особенно яркие. Это последняя программа. С Дмитрием Гамалия мы оказались внутри дома, внутри которого я бы никогда не оказался, потому что, у нас большинство домов в центре города закрыты на замки. Это уникальный опыт, который сложно получить без друзей в центре города. Гоголь по бедности жил на самом последнем этаже, но при этом хвастался, что вид у него практически такой же, как у императора, потому что уровень этажности был приблизительно такой же. Также запомнился момент с рыжим котом из Фонтанного дома, который сам пришел к нам во время съёмок. Он был милым, но смутился, когда мы решили поснимать его.
Ксения Бобрикова, ведущая: Завтра в эфир выходит новый выпуск, посвященный Новой Голландии. Я напомню, что до 2013-го года этот рукотворный остров был закрыт от глаз горожан. Поэтому место укутано мифами, легендами. С какими-нибудь лицами, может быть, даже отраженными в литературе, пришлось столкнуться при подготовке к этой программе?
Валерий Ефремов, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник института лингвистических исследований РАН: С XVIII века это уже два острова, потому что там есть один маленький, который не осознается нами, если не гулять по острову. Было сложно, потому что понятно, что никто из писателей здесь не мог жить, это всегда была территория тех или иных военных ведомств. Если там и были жилые постройки, то только для тех, кто работает на этой территории. Есть миф, который существует в связи с Новой Голландией, про знаменитую бутылку – круглое здание действительно существовавшей тюрьмы, которое сейчас является модным местом для хипстеров, и редкий петербуржец не побывал в этом месте хотя бы раз в жизни. Но всё-таки, по-видимому, идиома «лезть в бутылку» не связана с нашей тюрьмой. Первое упоминание появляется в русской литературе через много десятилетий после того, как сама тюрьма начала работать.
Ксения Бобрикова, ведущая: Когда вы готовитесь, снимаете программу, общаетесь с героями, много нового для себя узнаете?
Валерий Ефремов, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник института лингвистических исследований РАН: Работа профессора хороша тем, что ты занимаешься любимым делом и постоянно узнаешь новое. Каждый сценарный план погружает в интересные темы, когда ты с помощью замечательных коллег ищешь людей, которые будут участвовать в программе, ты погружаешься в какие-то вещи, которые иначе бы не узнал. Хотя я родился в Петербурге и что-то знаю о его истории, у нас не было Петербурговедения. Но многие нюансы остаются за кадром, так как 15 минут программы не позволяют вместить все интересные идеи и беседы с умными людьми.
Василий Киров, ведущий: Хочется узнать о творческих планах. Чего нам ждать? Какие ещё места хотелось бы изучить? Есть ли какие-то планы на будущее?
Валерий Ефремов, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник института лингвистических исследований РАН: Планы есть, но серьезные проекты, как Невский проспект, пока не рассматриваем – это слишком масштабно. Ближайший проект – Мраморный дворец, который пойдет под грифом «Дворец поэта». Последним хозяином Мраморного дворца был член императорской семьи Константин Романов, который был поэтом К.Р. Более того, в этом доме недолгое время прожила Анна Ахматова перед тем, как переехать в Фонтанный дом. Также планируем экскурсию на Пискарёвское кладбище к памятной дате Победы. Я давно мечтал погулять по кладбищам, но моя группа не очень этому радовалась, потому что это странный подход. У нас есть невероятно интересные кладбища, помимо Литераторских мостков это ещё два кладбища при Александро-Невской лавре. Дальше будут совсем неоднозначные места, например, Семенцы. Это рядовая застройка XIX века между Загородным проспектом и Обводным каналом. Но там ни много ни мало жил, например, Кюхельбекер. У поэтов, живших там, есть небольшие стихотворения, посвящённые этой жизни. Их можно сравнить со студентами-поэтами. Поэтому так тоже есть о чём говорить. Город богат на темы для обсуждения, и материала хватит надолго.