Оливия Ланкастер, корреспондент:
Это окна квартиры Тани Савичевой, блокадный дневник которой знает весь мир. Здесь, на 2-ой линии Васильевского острова в доме номер 13/6 Таня жила вместе с мамой, сестрой, двумя братьями и бабушкой по материнской линии. Их квартира №1 была на первом этаже. А этажом выше жили два Таниных дяди.
Отец Тани Савичевой умер, когда ей было 6 лет. В 30-ые годы он был нэпманом, или, говоря современным языком, предпринимателем. Семье принадлежал кинотеатр на Суворовском проспекте и пекарня с булочной-кондитерской.
Оливия Ланкастер, корреспондент:
Пекарня Савичевых находилась здесь прямо рядом с фамильной квартирой. Вот здесь на фасаде, ещё можно рассмотреть следы входа в их магазин.
Когда НЭП отменили, бизнес у Савичевых отобрали и их выслали из Ленинграда. В ссылке отец семейства Николай Родионович серьёзно заболел и вскоре скончался. Семье разрешили вернуться в их квартиру на 2-ой линии, где потом они и встретили блокаду.
Александр Уралов, владелец бывшей квартиры Тани Савичевой:
Да, мы сейчас находимся в этих стенах, где Таня, вероятно, и писала. Где-то 79 квадратных метров это была их жилая площадь, где они жили, и часть семьи умирала как раз в этих комнатах.
Пережив смерти своих домочадцев, 13 мая 1942 года Таня Савичева ушла из дома и несколько месяцев жила у родственницы. Потом была эвакуирована. В 1943 году в это здание попал немецкий снаряд. В 1944-ом после ремонта в квартиру Савичевых въехали новые жильцы — семья Ураловых.
Александр Уралов, владелец бывшей квартиры Тани Савичевой:
Этот дом в полуразрушенном состоянии простоял два с половиной года пустой, поэтому здесь ни деревяшек не осталось, которые шли на топливо, ни мебели, ничего не осталось. Дверь была вот здесь — недалеко от окна, соединялись две комнаты.
До 60-ых годов прошлого века о Тане Савичевой знали только историки. К 20-летию Победы сюжет о девочке показали по телевидению и её трагическая судьба потрясла миллионы людей.
Александр Уралов, владелец бывшей квартиры Тани Савичевой:
В этих стенах, я вдруг представлял себе как маленькая девочка, моя ровесница, можно сказать, почти. Ей там 14, мне 16 — ужас, конечно, меня охватывал.
Когда Таня написала в своём дневнике «Умерли все. Осталась одна Таня» — она ошибалась. Её брату Мише и сестре Нине удалось выбраться из осаждённого города и спастись. Именно Нина обнародовала Танин дневник.
Александр Уралов, владелец бывшей квартиры Тани Савичевой:
Сохранила же дневник и узелок каких-то вещей соседка, которая жила здесь, в этом доме, на втором скорее этаже.
Ещё в советское время нынешние жильцы квартиры Тани Савичевой пытались увековечить её память — повесить мемориальную доску. Она появилась только в 2005 году. Круглый год петербуржцы несут сюда живые цветы.