В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа.
Василий Киров, ведущий: Сегодня будем вспоминать яркую историческую личность. Он создал первую империю в мире, в своих руках сумел соединить военную, гражданскую и религиозную власти. Его образ стал предметом подражания преемников. Речь идет о первом римском императоре Октавиане Августе.
Ксения Бобрикова, ведущая: С середины XIX века в Новом Эрмитаже находится скульптура из белоснежного мрамора, в которой правитель представлен в образе повелителя неба Юпитера. Какие тайны хранит этот монумент? Почему искусствоведы считают его одним из выдающихся творений в мире?
Василий Киров, ведущий: Почему скульптура вызывает такой невероятный интерес у ученых-искусствоведов всего мира?
Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа: Во-первых, это крупная, аутентичная, то есть подлинная статуя первого императора. Она создана, как выяснилось, при жизни. То есть большая часть таких скульптур, сидящих на троне, было создано после смерти, когда сенатом был официально учрежден божественный культ. Но выяснилось, что эта статуя создана при жизни в тот период, когда создавался августовский классицизм. Его мифы, образы настолько безупречны, что потом служили тысячелетиями. Скульптура транслирует изящество, благородство, уверенность и красоту. Кроме того, мы знаем место находки – античный город Кумы. Это редко бывает с античной скульптурой, также неё замечательная история реставрации.
Ксения Бобрикова, ведущая: Да, ведь она же была в достаточно плохом состоянии.
Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа: Конечно, скульптуры обычно находятся во фрагментах, а эту скульптуру приобрёл Филиппо Ньякеррини – выдающийся итальянский скульптор, который реставрировал её очень интересным образом, придав сходство со статуей Наполеона работы Кановы. Кроме того, у скульптуры замечательная история коллекции. Мы знаем коллекцию и музей, откуда она произошла. Всё это вместе придает ценность во многих исторических измерениях.
Ксения Бобрикова, ведущая: Что послужило прототипом для этой скульптурной композиции? Я знаю, что автор неизвестен. Что его вдохновляло?
Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа: У римских статуй автор почти никогда неизвестен. В данном случае совершенно очевидно, что прототипом послужила статуя Юпитера, которая восходила, в свою очередь, к статуе Зевса в Олимпии. Заимствованы поза, иконография, атрибут – Виктория, которая присаживается на сферу в руках Августа. Но при этом это Август, совсем не Юпитер, он молодой, прекрасный, напоминает Дорифора – идеального греческого атлета, в то же время и Ахилла, отчасти Александра, и, конечно, есть его индивидуальные черты. Возможно, была маска снята с его лица для создания скульптуры, был прототип некий. «В его глазах было нечто кошачье», – писали древние авторы. Всё это вдохновило на создание статуи.
Ксения Бобрикова, ведущая: Вы сдали открытие, доказав, что статуя Августа в облике Юпитера была выполнена гораздо раньше, чем считалось до этого. Как удалось это выяснить?
Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа: На самом деле, это работа по сравнению с большим количеством произведений. Выяснилось, что голова Августа относится к так называемому главному типу. Это действительно главный тип – греческий, идеальный тип. Я делала сравнение многих аутентичных портретов с нашим, в том числе и торса. Раньше я считала, что это чуть ли не всё работы реставратора, и тут античного нет ничего, но это не так. Поскольку удалось установить, что и в античности соединяли разный по сорту мрамор, но это было достаточно типично для таких групп. В общем, сравнение стиля, сравнение иконографии и формы привело меня к этому выводу на основании большого количества памятников. Конечно, сыграло большую роль и документальное подтверждение находки.
Василий Киров, ведущий: Но автора до сих пор и не удалось установить.
Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа: Авторов и не было. Дело в том, что в правление Августа было установлено до 50 тысяч его статуй-бюстов. Это сопоставимо с Советским Союзом и больше ни с чем, на самом деле. Поэтому автор создавал прототип, который посылался в провинции и там копировался, но имя автора неизвестно.
Василий Киров, ведущий: Какой путь был у статуи из Рима? Ведь вы сказали, что основную реставрацию он прошел именно там, а потом уже попал в коллекцию Эрмитажа.
Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа: Благодаря открытию документа удалось понять, что Филиппо Ньякеррини приобрел у Леопольда Сиракузского, который в Кумах вел раскопки. Далее Филиппо реставрировал скульптуру, соединив античные части и добавив дополнительные. Потом, когда коллекция маркиза Джан Пьетро Кампаны была продана в результате того, что он разорился, она пошла с молотка. Лучшую часть приобрела, как известно, Россия, и Август в составе этого собрания отправился в Санкт-Петербург по воде из Рима, через Ливорно, 6 месяцев длилось путешествие.
Василий Киров, ведущий: А в Петербурге была ли какая-то реставрация?
Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа: Конечно, была. Когда скульптура прибыла на место, здесь уже наши реставраторы её устанавливали. Это все документально засвидетельствовано, и есть в наших архивах. Но интересно, что история с Викторией очень детективная, это работа нашего реставратора, так как не было этой статуэтки, она была утрачена.
Василий Киров, ведущий: То есть была только сфера?
Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа: Да, и несколько десятилетий так было. В 2019-м году в связи с огромной выставкой совместной с Лувром реставратор нашей лаборатории на основании документов воссоздал эту замечательную статуэтку, которая очень похожа на Викторию Юпитера. Недалеко отсюда находится зал Юпитера, и таким образом она повторяет Викторию, которая была в коллекции Кампаны на этой статуе.
Ксения Бобрикова, ведущая: Каким был этот император по человеческим качествам?
Анна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа: Когда читаешь о нём, то кажется, что это был совершенно обычный человек. Не очень высокий – 170 сантиметров, болезненный, осторожный, – полная противоположность Александру Македонскому, очень расчетливый. Но политиком он был гениальным, создал империю, провёл римское государство от республики к империи в рамках закона, при этом не совершив ни одной политической ошибки. Его главный тезис, его идеология Pax Romana – «Римский мир», это римская цивилизация, и это мир как стабильность. Все его портреты и новый миф, который тоже был создан именно в это время, они транслируют стабильность, процветание, милосердие, справедливость. Всё это качества императора, и мы буквально ощущаем это.