ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент:
Ни для кого не секрет, что Александр Сергеевич был мужчиной пылким и увлекающимся. Впервые в жизни он влюбился в свои шесть лет – в старшую на два года девочку Соню Сушкову, вместе с которой учился танцевать. Но то была, как писал позднее сам поэт, «ранняя» любовь. А «первая» подстерегала юного гения здесь, в Лицее.
Если опираться на знаменитый «донжуанский» список Пушкина, который он составил в 1829 году, счастливицей, ставшей первой избранницей поэта, была некая «Наталья-1». Но вот проблема: в Лицее Александра Сергеевича очаровали сразу три Наташи. Так которая из них – та самая?
«Так и мне узнать случилось, Что за птица Купидон; Сердце страстное пленилось; Признаюсь — и я влюблён!». Так звучат строки самого первого хронологически известного нам стихотворения Пушкина. И на свет оно появилось как раз благодаря одной из лицейских Наташ.
МАРГАРИТА МУРАВЬЁВА, ведущий хранитель Музея-Лицея и Музея-дачи А. С. Пушкина:
В лицейские годы Пушкина в царском селе был крепостной театр, графа Толстого, и лицеисты имели возможность посещать этот театр. На сцене блистала молодая хорошенькая крепостная актриса Наталья. Пушкин влюбился. Пушкину было 14 лет. Судя по характеру самих стихов, можно судить, что, вероятно, крепостная актриса не вызывала сильного чувства в душе юного поэта, скорее мимолётную влюбленность. Уже в 15 году, в стихотворении «К молодой актрисе» Пушкин, как заправский театральный критик, очень детально разбирал её игру, игру актрисы, впрочем, отдавая дань ее красоте. «Увы, другую б освистали Велика сила красота» Впоследствии уже в Петербурге, после Лицея, Пушкин — завсегдатай театра.
ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент:
О другой симпатии Пушкина лицейского периода – «премиленькой» горничной по имени Наташа – не известно практически ничего, кроме одного забавного случая. Однажды воспитанники шли по тёмному переходу, который соединял библиотеку и дворец. Саша случайно отстал от товарищей и вдруг услышал шорох платья. Не долго думая, поэт бросился к источнику звука и «самым невинным образом» расцеловал, как он думал, свою Наташу. Но оказалось, что накинулся он не на горничную, а на её госпожу, фрейлину императрицы, княжну Волконскую.
МАРГАРИТА МУРАВЬЁВА, ведущий хранитель Музея-Лицея и Музея-дачи А. С. Пушкина:
Фрейлине Волконской было за 50, и она о непозволительной выходке Пушкина пожаловалась императору. Император вызвал директора Лицея, Егора Антоновича Энгельгардта. Энгельгардт очень великодушно заступился за своего ученика, потому что Пушкину вообще тогда грозило отчисление. Ну на что Александр I сказал: «Скажите ему, чтобы такого больше не было. Между нами говоря, старая дева, вероятно, была сама в восторге от ошибки молодого человека».
Тем не менее, влюбчивость Пушкина от этого не уменьшилась.
МАРГАРИТА МУРАВЬЁВА, ведущий хранитель Музея-Лицея и Музея-дачи А. С. Пушкина:
На одной из прогулок летом 1813 года, вероятно, где-то в тени Царскосельских парков, Пушкин увидел юную Наталью Кочубей. И о том, как могла выглядеть Наталья Кочубей в то время, можно судить по знаменитому портрету ее кисти Кипренского Она имела изящную фигуру, прелестно танцевала. И в общем была в точности такой, какой нужно быть чтобы очаровать. Пушкин был очарован. Ей он посвятил несколько стихотворений. Очень лирическое трогательное стихотворение «Дубравы, где в тиши свободы» и лицейское стихотворение «Измены», имея в виду собственные увлечения, измены, для того чтобы заглушить вот это сильное первое чувство вспыхнувшей любви.
Десятилетие спустя в плане своих незавершенных автобиографических записок Пушкин прописал пункт «Первая любовь» и помету – «Гр. Кочубей». Похоже, эта Наталья действительно – та самая. Она оставила неизгладимый след в душе поэта и его творчестве. Считается, что именно Кочубей послужила прототипом образа замужней Татьяны в 8 главе «Евгения Онегина». Кстати, угадайте: как изначально Александр Сергеевич хотел назвать главную героиню романа?
ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент:
Мало кто знает, но в 1911 году, создавая знаменитую картину «Пушкин на экзамене в Царском селе», Репин изобразил среди зрителей Наталью Кочубей – причем посадил её рядом с родителями поэта. Гений, минуты его первой славы и первая его любовь – всё соединилось на этом полотне.