В гостях у программы «Утро в Петербурге» Виктор Старовойтов, юрист, арбитражный управляющий.

Василий Киров, ведущий: Петербуржцы через суд стали чаще требовать от бывших вернуть дорогие подарки. Есть даже статистические данные от пресс-службы городских судов.

Людмила Ширяева, ведущая: Действительно, романтики в этом мало. Мужчины зачастую пытаются взыскать с бывших партнерш деньги, потраченные на ремонт квартир. Это 150-800 тысяч. Также за путешествия, это примерно от 45 до полумиллиона. И за гаджеты, а это тоже бывает и 50, и 100 тысяч.

Василий Киров, ведущий: Женщины чаще всего просят вернуть средства, вложенные в автомобиль, а это до полутора миллионов рублей. Образование партнера, это тоже до 600 тысяч рублей. И потраченные на карманные расходы мужчин до 200 тысяч рублей.

Людмила Ширяева, ведущая: Интересно, удалось ли что-то действительно кому-то вернуть? И что говорит на эту тему тот самый закон, который нас защищает?

Василий Киров, ведущий: Есть ли уже в судебной практике, когда действительно удавалось вернуть подарки или какую-то потраченную на подарки сумму?

Виктор Старовойтов, юрист, арбитражный управляющий: Это, скажем так, достаточно древняя проблема, она кроется в одном единственном моменте. Дело в том, что люди не хотят вступать в официальные отношения, то есть оформлять брак, и из-за этого корень всех бед и проблем. Потому что, если вы вступаете в брак, у вас есть имущество, которое вы приобрели в браке и, соответственно, которое можно поделить. Парковочные места, автомобили, квартира, остальное имущество.

Людмила Ширяева, ведущая: Хоть раз удавалось по суду забрать деньги или предметы обратно?

Виктор Старовойтов, юрист, арбитражный управляющий: Смотря в каком формате. Если мы берем не брак, у нас есть понятие неосновательного обогащения – 11.02 статья Гражданского кодекса Российской Федерации. Касаемо этой статьи, если вы систематически переводите человеку деньги за что-то, деньги вернуть можно будет. Но это сложно. У нас в 22-м году Верховный суд вынес очень интересное определение, где он указал на ошибки нижестоящих судов о том, что они не досмотрели до конца все дело, не определили характер взаимоотношений людей, которые непосредственно были в браке. Это достаточно известная история касаемо возврата имущества, которое было передано вне брака, из Санкт-Петербурга. От нас все пошло и дошло до Верховного суда. И там мужчина пытался около 920 тысяч рублей взыскать со своей бывшей женщины, которой он давал денег в период их сожительства.

Людмила Ширяева, ведущая: А это было незаконное обогащение?

Виктор Старовойтов, юрист, арбитражный управляющий: Нет. И Верховный суд установил, что это не незаконное обогащение, это отношения между лицами, которые можно расценивать как подарок непосредственно.

Людмила Ширяева, ведущая: Вот смотрите, люди живут вместе, не расписаны. Кто-то из партнеров начинает вкладываться в ремонт и на всякий случай сохраняет чеки. В таком случае могут вернуть половину суммы по чекам?

Виктор Старовойтов, юрист, арбитражный управляющий: Опять же, еще раз говорю, что это все могло бы быть до момента вынесения в 22-м году решения Верховного суда, где там четко было сказано, что, если у вас, скажем так, не было цели заключения договорных отношений, либо же исполнения обязательств встречных насчет денег, то как бы, извините, это вы любили друг друга.

Василий Киров, ведущий: То есть даже если мы вкладываемся, лучше как-то это оформлять хотя бы на уровне расписки минимальной? Я столько денег дал, ты вот столько.

Виктор Старовойтов, юрист, арбитражный управляющий: Да, у вас же есть какое-то имущество, оно делится в долевом соотношении. Вы берете квартиру, покупаете вместе квартиру вне брака, но поделите ее по одной второй.

Василий Киров, ведущий: А если вот кто-то из партнеров помогал просто финансово, нужно ли это как-то оформить?

Виктор Старовойтов, юрист, арбитражный управляющий: Опять же, если мы посмотрим нашу судебную практику, которая была, там люди, которые давали денег на ремонт, давали это безвозмездно, без всякой задней мысли.

Людмила Ширяева, ведущая: Были же такие случаи, когда мужчинам удавалось забрать подаренные квартиры в привилегированных районах, яхты, машины. А это тогда как происходит? На каких вообще основаниях они забрали?

Виктор Старовойтов, юрист, арбитражный управляющий: Вы знаете, на эту тему не только мужчины были, а и женщины. Чаще всего люди, которые получали такие дорогостоящие подарки получали их в пользование.

Василий Киров, ведущий: То есть машины, квартиры были оформлены на дарителя?

Виктор Старовойтов, юрист, арбитражный управляющий: Есть люди с высоким уровнем финансово-правовой грамотности. Они понимают, что если тебе что-то дают, то с этим надо что-то сделать. А есть люди, им дали квартиру и сказали, что она твоя. И человек такой: «Ура, у меня квартира». Но правового статуса не закреплено за человеком.

Людмила Ширяева, ведущая: То есть на него не оформили?

Виктор Старовойтов, юрист, арбитражный управляющий: Да, просто дали ключи, дали возможность пожить. Но, если бы записали на человека, то уже отобрать невозможно. Нужно смотреть, на основании чего это было передано. Но, если это подарили, сделку и дарение можно оспорить.

Людмила Ширяева, ведущая: Там же можно, когда регистрируешь право собственности, просто регистрируешь на девушку, и все, она как собственник.

Виктор Старовойтов, юрист, арбитражный управляющий: А кто там покупал, кто платил? Есть очень много моментов, нюансов. Если это дарение, оно оспаривается, потому что человек мог быть не в себе, условно говоря, когда дарил эту квартиру, его чем-нибудь накачали. Есть такие случаи действительно. Сделку купли-продажи, опять же, по безденежью можно признать недействительной. Потому что имущество отдали, а деньги где?