В гостях у программы «Утро в Петербурге» Валерия Слончак, юрист.

Василий Киров, ведущий: Далее расскажем о защите трудовых прав работающих пенсионеров и людей предпенсионного возраста.

Людмила Ширяева, ведущая: По данным Социального фонда России, который раскрыл данные о числе работающих пенсионеров на 1 января 2023 года, их насчитывалось почти 8 миллионов человек.

Василий Киров, ведущий: Разграничим возраст людей пенсионного и предпенсионного возраста.

Валерия Слончак, юрист: Пенсионный возраст составляет сейчас 60 лет для женщин, 65 лет для мужчин. Если мы говорим о людях предпенсионного возраста, это люди, которым до выхода на пенсию осталось 5 лет. Здесь стоит отметить, что, если мы говорим с точки зрения трудового законодательства, то 5 лет у нас считаются не только для людей, которым 60 и 65 лет, но и для людей, которые могут выйти на пенсию досрочно. То есть, например, медицинские работники, если у человека выход на пенсию предполагается в 50 лет, либо в 55 лет, то предпенсионный возраст у этого человека начнется гораздо раньше. То есть 5 лет – это именно тот маркер, который мы берем за определение предпенсионного возраста.

Людмила Ширяева, ведущая: С точки зрения законодательства вообще есть ли разница между людьми пенсионного, предпенсионного возраста и более молодыми?

Валерия Слончак, юрист: С точки зрения трудового законодательства, если мы говорим применительно к приему на работу, трудовым условиям, увольнения с работы, конечно же их нет. Есть определенные дополнительные льготы для работающих пенсионеров, для людей предпенсионного возраста. Как, например, дополнительные два дня для медицинской диспансеризации, которые работодатель должен оплатить.

Людмила Ширяева, ведущая: Это раз в какой период?

Валерия Слончак, юрист: Раз в год.

Василий Киров, ведущий: Эта льгота тоже действует за пять лет до выхода на пенсию?

Валерия Слончак, юрист: Да.

Василий Киров, ведущий: Какие еще есть льготы?

Валерия Слончак, юрист: Оплата санаторно-курортного лечения обязательно.

Людмила Ширяева, ведущая: Это тоже раз в год?

Валерия Слончак, юрист: Да, раз в год.

Людмила Ширяева, ведущая: А какой период? 10 дней, 2 недели?

Василий Киров, ведущий: И как ее получить? В отдел кадров обратиться? К руководителю?

Валерия Слончак, юрист: Нужно обратиться в отдел кадров. Оплачивается за счет страховых взносов, которые вносились на данного работника. По срокам, я думаю, что это можно обсуждать непосредственно с руководителями. Есть определенные пробелы в трудовом законодательстве, так как установили предпенсионный возраст. Но, так как это достаточно новая норма, для самих работодателей не установили каких-либо правил. То есть не установлено трудовым законодательством, как оформить два дня диспансеризации. Желательно это оформлять приказами, хотя этого не установлено в трудовом кодексе, чтобы у них не было далее проблем с отчетностью, почему эти деньги были выплачены, хотя работник не находился на рабочем месте. Желательно делать внутренние акты именно у работодателя, который будет это закреплять, для того чтобы люди подтвердили свой статус предпенсионного возраста.

Василий Киров, ведущий: И как это сделать?

Валерия Слончак, юрист: Им нужно обратиться в Социальный фонд России и получить данную справку. Можно это сделать через приложение Госуслуги, онлайн заказать.

Василий Киров, ведущий: То есть в отдел кадров за оплачиваемым отдыхом в санаторий нужно идти с этой справкой из Госуслуг, что ты человек предпенсионного возраста?

Валерия Слончак, юрист: Да, но при этом Трудовым кодексом не установлено, что работодатель имеет право требовать эти документы у работника. Опять же, нужно разработать некий внутренний нормативный акт работодателю, который будет предусматривать то, что работник этот документ должен предоставить.

Людмила Ширяева, ведущая: Ведь наверняка могут нарушаться права пожилых работников. Какие чаще всего нарушения?

Валерия Слончак, юрист: Начнем с того, что не берут на работу людей предпенсионного возраста.

Людмила Ширяева, ведущая: Просто отказ из-за возраста?

Валерия Слончак, юрист: Отказ из-за возраста. Конечно, это дискриминация. Насколько мы помним, у нас единственный отказ, который может работодатель дать при приеме на работу, это несоответствие целевым качествам работника – есть профессиональные минусы. Любая иная дискриминация по возрасту, по национальности невозможна. Соответственно, у нас есть определенная ответственность.

Людмила Ширяева, ведущая: Переработки для людей предпенсионного и пенсионного возраста. Или в этом нет никакой разницы?

Валерия Слончак, юрист: Здесь действуют такие же правила, как и для обычных работников, они должны учитываться, и должны оплачиваться. При этом мы знаем, что это одна из больших проблем, когда перерабатывают, не оплачивают. Самая популярная отговорка: «Вам же нужно это место, вы должны за него держаться, это в ваших интересах».

Василий Киров, ведущий: Что делать? Как работник может воздействовать на работодателя?

Валерия Слончак, юрист: Если мы говорим именно о нарушениях, например, невыплата заработной платы за переработку. Естественно, у нас есть служба занятости, в которую мы можем обязательно обратиться, подать жалобу. Они достаточно оперативно реагируют, проведут проверку работодателя. За те нарушения, которые были изложены в жалобе, скорее всего, привлекут. Во-первых, обяжут выплатить заработную плату. Трудовая инспекция, служба занятости – можно подать в различные органы, и данная жалоба будет рассмотрена. Если мы говорим о незаконном увольнении с работы, либо о незаконном отказе в приеме на работу, это сложная история. Потому что нет отношения работодателя и работника. Да, но при этом у нас предусмотрена ответственность в Уголовном кодексе для людей предпенсионного возраста. Это статья 144.1, насколько я помню, Уголовного кодекса, который предусматривает ответственность именно за незаконный отказ в приеме на работу и незаконное увольнение подобной категории людей.

Василий Киров, ведущий: Что значит незаконное увольнение?

Валерия Слончак, юрист: Незаконное увольнение, когда на самом деле человека вынуждают подписать заявление. Это же тоже нужно как-то доказать трудовой инспекции.

Василий Киров, ведущий: Какие могут быть советы, чтобы потом обратиться в надзорные органы с доказательной базой, что тебя уволили?

Валерия Слончак, юрист: Нужно все на бумажке, все официальные запросы, все переговоры с работодателем оформлять официальным заявлением, получать официальные отказы. Можно записывать разговоры с работодателем.

Василий Киров, ведущий: Если, например, нет отказов от работодателя официальных, вы написали заявление, а ответа никакого нет, или по телефону позвонили, руководители сказали какую-то информацию. Кажется, что это недоказательная база.

Валерия Слончак, юрист: У нас записи переговоров, это все является доказательством. Я имею ввиду сейчас аудиозаписи, можно даже видео делать, и в рамках уголовного дела это и будет предъявляться. В рамках административного дела можно это все предоставить. Если нет иных доказательств, мы всегда можем какими-то косвенными доказательствами, либо документами, свидетелями: тех же работников, которые находятся в вашем деле, можно привлечь.