В гостях у программы «Утро в Петербурге» Татьяна Рябкова, старший научный сотрудник Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного эрмитажа, куратор выставки.
Людмила Ширяева, ведущая: В ноябре 2023 года исполнилось 175 лет со дня рождения выдающегося русского востоковеда, историка и археолога Николая Ивановича Веселовского.
Василий Киров, ведущий: Он оставил заметный след в отечественной науке трудами по истории археологии Средней Азии, Золотой Орды и Северного Причерноморья, работами по истории, востоковедения и отечественной археологии.
Людмила Ширяева, ведущая: И буквально вчера в залах Средней Азии на первом этаже Зимнего Дворца начала работу выставка «Эпохи, курганы, находки. К 175-летию со дня рождения Н. И. Веселовского». Более подробно обо всем поговорим далее.
Людмила Ширяева, ведущая: Мы знаем, что выставка включает более 200 уникальных экспонатов, скифской культуры, древности Золотого кладбища, средневекового Белореченского могильника. Невероятное наследие нам оставил ученый. Как выбирались экспонаты для новой выставки?
Татьяна Рябкова, старший научный сотрудник Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного эрмитажа, куратор выставки: На самом деле мы с большой радостью и удовольствием представляем для широкой публики те вещи, которые неизвестны большому числу людей, потому что они находились у нас в хранилище. Многие из них прошли значительную реставрационную подготовку, многое потребовало дополнительной атрибуции, исследований, изучения, но каждая из этих вещей уникальна тем, что она не только является особенной в своем роде. Многие из них просто шедевры, а многие открывают новые какие-то горизонты в нашем познании истории прошлого народа, населявших нашу отчизну. И вот ко всем этим вещам имел непосредственное отношение Николай Иванович Веселовский. Каждую держал в руках, каждую добыл сам, и, конечно же, все они, попавшие в собрание Эрмитажа, и характеризуют его личность как человека неординарного, яркого, увлеченного, и очень много положившего своих сил для этой работы.
Василий Киров, ведущий: Мы знаем, что Николай Иванович одним из первых начал интересоваться этой темой. Скифские памятники в степях Северного Причерноморья, и вот знаменитый Золотой олень, который уже стал одним из символов Эрмитажа. Расскажите, может быть, есть какие-то подробности этой находки, какая-то интересная история?
Татьяна Рябкова, старший научный сотрудник Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного эрмитажа, куратор выставки: Вещь, конечно, безусловно знаковая, потому что это самое яркое произведение скифского звериного стиля. Дело в том, что кочевники, скифы очень любили этот образ, они часто его воспроизводили, и он у них в культуре был очень широко распространен. Но такого яркого и в то же время лаконичного воплощения этого образа до сих пор не найдено. То есть, это самое яркое, самое эффектное произведение скифского звериного стиля. Потому он и стал символом нашего Эрмитажа. А нашли его в кургане, который находится неподалеку от станицы Костромской. Это у нас неподалеку, чтобы все понимали, это не между Лабинском и Майкопом. Есть такой водораздельный хребет, и на нём находятся эти курганы. И вот там в 1897 году и был обнаружен этот олень, который когда-то украшал горит древнего воина. Горит – это специальный футляр для лука и для колчана со стрелами. Вот и этот прекрасный олень является совершенным произведением древнего искусства.
Василий Киров, ведущий: А сколько всего еще наверняка осталось не выставленного. Медуза Горгона впервые представлена, правильно, мы понимаем?
Татьяна Рябкова, старший научный сотрудник Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного эрмитажа, куратор выставки: Там две Медузы Горгоны: одна из них панцирь анатомического типа, он выставляется, но в экспозиции Эрмитажа, как правило, не показывается.
Людмила Ширяева, ведущая: А маленькая?
Татьяна Рябкова, старший научный сотрудник Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного эрмитажа, куратор выставки: А маленькая Медуза, ее никто не видел, она впервые для выставки. Её отреставрировали и выставили впервые. Вот большая Медуза, и тут рядом с ней есть так называемая Вергинская звезда, и в ней Медуза маленькая.
Василий Киров, ведущий: Мы знаем, что Николай Иванович как раз-таки начал свою деятельность с изучения среднеазиатских памятников. Почему он интересовался именно этим периодом?
Татьяна Рябкова, старший научный сотрудник Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного эрмитажа, куратор выставки: Он же не знал, что такой Клондайк у него впереди по находкам. Понимаете, он ведь был востоковедом, и сам написал программу исследования Средней Азии. И именно поэтому его отправили туда в экспедицию на целый год. Практически всё это время, которое он был там, он занимался тем, что общался с местными коллекционерами, любителями древностей, с местной интеллигенцией. Естественно, от них он узнавал о каких-то необычных находках, какие-то он покупал, они вошли в состав коллекции Эрмитажа позднее. И в этот момент он почувствовал эту страсть к вещам, которая впоследствии и определила его археологическую карьеру. Потому что археолог – это прежде всего человек, который очень любит вещи, преимущественно древние вещи. И, не просто потому, что они красивые, а, как правило, они очень красивые, но бывают вещи и не особо привлекательные, но, тем не менее, очень информативные. И вот это внимание к вещам, этот интерес к вещам сформировал его как археолога. Причем сам он был не в восторге от своей привязанности к археологии. Он своих студентов на факультете востоковедения в университете предупреждал, что археология занимает очень много времени, она отбирает время от занятий реальной наукой.
Василий Киров, ведущий: Про науку хочется поговорить, ведь помимо невероятной красоты, у каждой вещи, которая представлена в коллекции, есть еще и историческое значение. На какие исторические факты проливают свет его находки в рамках нашей страны?
Татьяна Рябкова, старший научный сотрудник Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного эрмитажа, куратор выставки: Прежде всего его прославили работы в Кубанской области. И эти работы открыли новую страницу в истории нашей культуры, нашего народа. Это скифские древности разных периодов. И стало понятно, что эти кочевники появились здесь достаточно неожиданно, они принесли с собой материальную культуру, это теперь мы уже знаем. А он просто исследовал памятники. И все, что он там видел, тщательно фиксировал и передавал после описи в императорскую археологическую комиссию. После этого все это поступало в Эрмитаж. И естественно, что, если бы не его работы, мы бы утратили знания об этих начальных периодах скифской истории, а так мы их имеем.
Василий Киров, ведущий: Это, конечно, бесценный вклад в историю нашей страны.
Людмила Ширяева, ведущая: Хочу обратить внимание на то, что имя Николая Веселовского – невероятно значимое имя для Эрмитажа, для истории нашего города, для наследия нашей страны. В конце XIX века, всего за каких-то 20 лет, в экспедициях Николай Веселовский изучил более 500 курганов. Самые яркие открытия, находки – всё это можно увидеть на выставке, которая открылась в Эрмитаже.