В гостях у программы «Утро в Петербурге» Инна Кононенко, диетолог, нутрициолог, кандидат медицинских наук.
Ксения Бобрикова, ведущая: Есть специальный термин в диетологии, он так и называется – синдром чая с бутербродом. Это когда человек отказывается от нормальной еды в силу разных причин и питается исключительно такими перекусами. Притом в некоторых случаях это может говорить о ментальных проблемах, особенно у пожилых людей.
Василий Киров, ведущий: Разберемся с этим сложным вопросом далее.
Василий Киров, ведущий: Правильно ли мы понимаем значение этого термина?
Инна Кононенко, диетолог, нутрициолог, кандидат медицинских наук: Термин именно соответствует тому, что вы сказали. И действительно, причины здесь могут быть и социальные, и физические, и психологические, которые приводят к тому, что человек начинает есть чай с бутербродами.
Ксения Бобрикова, ведущая: Казалось бы, бутерброды, перекусы – это все лишние калории. Но почему-то диетологи, наоборот, говорят, что происходит какое-то прям недоедание и нехватка микро- и макроэлементов.
Инна Кононенко, диетолог, нутрициолог, кандидат медицинских наук: У нас часто такое бывает. С одной стороны, мы получаем избыточное количество калорий. Но за счет чего это калории? Это простые углеводы, это трансжиры. В данном случае человек не получит необходимое количество витаминов, микроэлементов, антиоксидантов, а также белка.
Василий Киров, ведущий: То есть получается, если человек будет нормальные приемы пищи заменять вот такими калорийными перекусами, то все равно не будет баланса правильных микроэлементов, человек будет терять вес, и это приведет к действительно большим бедам.
Ксения Бобрикова, ведущая: Мне кажется, наоборот, он может набирать вес, но при этом у него будут дефициты.
Инна Кононенко, диетолог, нутрициолог, кандидат медицинских наук: Он может набирать в весе, но при этом у него будет саркопения – такое состояние, когда снижается количество мышечной массы. То есть человек даже внешне может находиться как будто бы в нормальном весе, но при этом у него количество мышц будет снижено, а количество жировой ткани будет увеличено.
Ксения Бобрикова, ведущая: Инна, а кто чаще всего в зоне риска, молодежь или пожилые люди?
Инна Кононенко, диетолог, нутрициолог, кандидат медицинских наук: Как правило – это пожилые люди. Это связано с тем, что они уже имеют какие-то хронические заболевания, им сложно передвигаться, может быть, у кого-то даже инвалидизация, состояния, связанные с зубами, у кого-то даже отсутствуют зубы, им сложно жевать какую-то еду. Часто пожилые люди принимают ряд лекарственных препаратов, которые могут вызывать снижение аппетита, апатию, тошноту, что тоже приводит к тому, что человек отказывается от нормальной еды.
Ксения Бобрикова, ведущая: О каких-то психологических проблемах это может говорить?
Инна Кононенко, диетолог, нутрициолог, кандидат медицинских наук: Да, конечно. Это состояние, когда человек может остаться один, потому что уже дети выросли, уехали.
Василий Киров, ведущий: Лень готовить, например.
Инна Кононенко, диетолог, нутрициолог, кандидат медицинских наук: Да, лень готовить. Или у кого-то просто не получается готовить, потому что болят суставы, человек не может передвигаться, он не может что-то готовить на кухне, у кого-то действительно возникает депрессия, что я стал никому не нужный, и зачем я вообще что-то буду делать.
Василий Киров, ведущий: Как мы можем помочь своим родным? Приходить, готовить завтрак, обед, ужин, или, например, приглашать в гости таких людей, которые живут одни и не желают себе готовить что-то вкусное.
Инна Кононенко, диетолог, нутрициолог, кандидат медицинских наук: Мы можем их приглашать в гости, мы можем им объяснять, что для того, чтобы лучше усвоить еду, можно делать какие-то котлеты, тефтели, фрикадельки. Это можно делать и с помощью мясорубки или блендером, какие-то пюре из брокколи, цветной капусты, из тыквы. То есть стараться разнообразить свой рацион, если человеку сложно жевать.
Ксения Бобрикова, ведущая: А вот какая есть альтернатива? Если ты тут же начнешь говорить, что нужно первое, второе, компот, конечно, это вызовет протест. Тогда как можно подсказать своему близкому родственнику, какой сделать полезный бутерброд?
Инна Кононенко, диетолог, нутрициолог, кандидат медицинских наук: Если мы говорим про полезный бутерброд, то в любом случае в нем будет не белый хлеб, а черный или зерновой. Хлеб необязательно из ржаной муки, он может быть из гречневой, также можно сочетать разные виды. На нем должно быть сливочное масло, не маргарин, не колбасы, не сосиски, лучше, чтобы это был кусок сыра, помидор. Но опять-таки, если у человека есть возможность жевать. Это может быть красная рыба, даже отварная горбуша может быть. Отварная курица, отварная индейка, буженина, чтобы это был какой-то готовый рецепт.
Василий Киров, ведущий: Важно, чтобы это не превращалось в постоянный рацион три раза в день. Одни бутерброды, даже если они очень полезные, в какой-то момент могут стать неполезными. Когда нужно отправляться к врачу? К диетологу и, может быть, даже к психологу.
Инна Кононенко, диетолог, нутрициолог, кандидат медицинских наук: Если мы видим, что у человека появляются какие-то заболевания, например, снижается иммунитет, он становится более склонен к простудным заболеваниям, снижается мышечная масса, какая-то дряблость кожи появляется. То есть мы видим, что какие-то симптомы связаны с дефицитом витаминов, микроэлементов, тогда пациенту лучше обратиться к врачу для подбора именно таблетированных препаратов или порошков и правильного рациона, в котором действительно будет более сбалансировано питание.