В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ксения Ахрамеева, доцент кафедры защищённых систем связи СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, кандидат технических наук.

Василий Киров, ведущий: Во втором квартале 2024 года мошенники похитили рекордные 4 миллиарда 8 миллионов рублей с банковских счетов россиян. Согласно обзору Центробанка России, 97 процентов этой суммы было украдено со счетов физических лиц. Наибольшая доля хищений, около 2 миллиардов рублей, была осуществлена через переводы по картам.

Ксения Бобрикова, ведущая: Но к известным схемам аферистов добавился еще один вид мошенничества – звонок или сообщение в мессенджере. Будьте бдительны, если на телефоне высветился номер с первыми цифрами 212.

Василий Киров, ведущий: Почему этот префикс может принести разорение и головную боль, узнаем прямо сейчас.

Ксения Бобрикова, ведущая: Ксения, если проверить, к какой стране принадлежит префикс 212, то его используют несколько стран Северной Африки. Как и почему его начали использовать мошенники?

Ксения Ахрамеева, доцент кафедры защищённых систем связи СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, кандидат технических наук: В Северной Африке стационарные телефоны +212 дальше 5, если 6, то это Испания, все остальное это мошенники. Почему начали использовать? Потому что с марта 2024 года у нас ввели программу антифрод, и все российские сотовые операторы должны были к ней подключиться. То есть для того, чтобы обычных наших граждан не обманывали мошенники с подменными российскими номерами. Поэтому мошенники ищут новые лазейки.

Василий Киров, ведущий: Но в данной схеме обмана мошенники не представляются, как это принято в общей практике мошенников, представляются сотрудниками банка или сотрудниками правоохранительных органов.

Ксения Бобрикова, ведущая: Я, Милли, ты помнишь меня?

Василий Киров, ведущий: Нет.

Ксения Бобрикова, ведущая: Извините, я думала вы русский гид, возможно я ошибся номером, надеюсь не побеспокоил вас?

Василий Киров, ведущий: Нет, я не гид, хорошего вам дня.

Ксения Бобрикова, ведущая: Спасибо за добрые слова, я планирую поехать в Россию. Можем ли мы подружиться?

Василий Киров, ведущий: И тут мошенники, например, могут попросить перейти в другой какой-то мессенджер. Зачем переходить из одного мессенджера в другой?

Ксения Ахрамеева, доцент кафедры защищённых систем связи СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, кандидат технических наук: Либо просят на другой номер перейти, а, когда вы переходите, вы иногда то прозваниваете номер, то смс какая-то оттуда приходит, это уже могут списать деньги. Либо вам дают ссылку, по которой необходимо перейти, вроде бы другой мессенджер, а она будет фейковая.

Ксения Бобрикова, ведущая: Ксения, а каким образом тогда происходит списание денег?

Ксения Ахрамеева, доцент кафедры защищённых систем связи СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, кандидат технических наук: В дальнейшем вы можете начинать общаться, он вам присылает какую-нибудь фотографию, на самом деле это не фотография, а вирус, и этот вирус у вас уже устанавливается автоматически.

Василий Киров, ведущий: Даже какой-нибудь смешной интернет-мем может быть таким вот вирусом?

Ксения Ахрамеева, доцент кафедры защищённых систем связи СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, кандидат технических наук: Абсолютно верно.

Ксения Бобрикова, ведущая: А если, к примеру, в такой переписке мне предлагается набрать абонента, могу ли я лишиться денег или не могу?

Ксения Ахрамеева, доцент кафедры защищённых систем связи СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, кандидат технических наук: Запросто. Потому что у абонента определенный тарифный план, и это будут платные звонки, то есть до 500 евро вы можете потерять.

Ксения Бобрикова, ведущая: А вот, к примеру, у меня нет 500 евро, у меня есть 100 рублей на счету. С меня снимут эти 100 рублей, и больше ничего не получат?

Ксения Ахрамеева, доцент кафедры защищённых систем связи СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, кандидат технических наук: А тут зависит от вашего тарифного плана. Возможно, только 100 рублей, и все, а может быть, вы упадете в кредит.

Ксения Бобрикова, ведущая: Если тебя атакуют такими сообщениями с префиксом 212, какой выход в этом случае?

Ксения Ахрамеева, доцент кафедры защищённых систем связи СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, кандидат технических наук: Просто заходить в свой телефон и блокировать в звонках, блокировать в мессенджерах, везде полностью блокировать. И главное – это сообщать родным, близким, чтобы они не попали на такое.

Василий Киров, ведущий: То есть, каждый такой номер просто-напросто блокировать и не брать трубку.

Ксения Ахрамеева, доцент кафедры защищённых систем связи СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, кандидат технических наук: Если вы не ждете звонка из Марокко, то да.

Василий Киров, ведущий: А вот диалог с той стороны, как правило, строит конкретно человек, или все-таки это искусственный интеллект?

Ксения Ахрамеева, доцент кафедры защищённых систем связи СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, кандидат технических наук: На данный момент нейросети полностью завоевали данный вид деятельности, поэтому даже человеческие ресурсы не нужны.

Ксения Бобрикова, ведущая: Можно ли вернуть свои деньги?

Ксения Ахрамеева, доцент кафедры защищённых систем связи СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, кандидат технических наук: Я думаю, что нет, надо просто заплатить и вынести урок.

Василий Киров, ведущий: И в следующий раз не попадаться на эту удочку.

Ксения Бобрикова, ведущая: Друзья, еще раз напоминаем, если вы получаете звонок в мессенджере или сообщение с префиксом 212, будьте аккуратны, это мошенники.