В гостях у программы «Утро в Петербурге» Сергей Дебижев, режиссёр, сценарист.

Василий Киров, ведущий: 26 сентября в широкий прокат выходит фильм петербургского режиссёра-документалиста Сергея Дебижева «Крест». Это картина-путешествие, картина-размышления об истоках и глубинах православной религиозной традиции.

Ксения Бобрикова, ведущая: Скажите, почему вы решили снять эту картину?

Сергей Дебижев, режиссёр, сценарист: Верно. Особенно огромное количество скучных, плохо монтированных и крайне нелепо снятых фильмов, и в этом смысле эта ситуация должна как-то меняться, потому что темы духовные, они, как мне представляются, значительно важнее, чем темы плотские. А вот достойных картин для людей, которые на самом деле так же думают, их, к сожалению, нет. И мы пытаемся вывести документалистику на новый уровень, и в том числе документалистику, связанную с духовно-религиозной темой, и получаем мощнейший отклик, потому что в нашей стране, как минимум 80% людей причисляют себя к православию, и для них кто-то должен что-то делать.

Ксения Бобрикова, ведущая: Вы тоже должны рассказывать, объяснять, какая традиция, почему так произошло, потому что, к сожалению, многие этим вопросом не владеют.

Сергей Дебижев, режиссёр, сценарист: Этим вопросом не владеют, потому что мы находимся в состоянии большого глобального заблуждения. Нас как бы намеренно ввели в это заблуждение и отправили жить в материальный мир, фактически нас запутали, нам сказали, что тело – это главное, а выясняется со временем, что духовная сторона человека гораздо объемнее, важнее, нежели его материальная сторона, и что духовный мир гораздо многомернее и богаче, чем этот одномерный, плоский мир материальный.

Василий Киров, ведущий: Сергей Геннадьевич, ну вот у нас есть фрагмент фильма, давайте тоже его посмотрим, продолжим беседу, всё-таки хочется показать и передать ту атмосферу, которая в картине заявлена.

Василий Киров, ведущий: Хочется обратить внимание на кадры. Заявлено, что фильм снят в 6К. Что это значит для зрителя в кинотеатре или на любом другом источнике, где он будет смотреть?

Сергей Дебижев, режиссёр, сценарист: Наконец свершилось, и нашей кинокомпании удалось вывести документальное кино на большой экран. И это, я считаю, важнейшее за последние годы достижение, потому что людей отучили от большой документалистики, а на сегодняшний день документалистика – это на самом деле один из последних островов правды, истины. Это те люди, которые хотят говорить правду, умеют это делать. Другой вопрос, что далеко не все понимают, что сейчас необходимо невероятно высокое качество изображения. Подробная работа с изображением, со звуком – только в синергии можно привлечь внимание современного зрителя, особенно молодежи. Поэтому ты снимаешь на высоком уровне качества, это и есть 6К – это максимально, что возможно.

Ксения Бобрикова, ведущая: Кто был на предпремьерном показе, говорит, что была использована удивительная музыка. Не могли бы рассказать об этом?

Сергей Дебижев, режиссёр, сценарист: Все, что касается стороны аудио, это важнейшая вещь. Это и подробнейшая работа над звуками, которые оживляют всю картину, и музыка Виктора Сологуба, и песнопения, которые там звучат – особенно песнопения архимандрита Серафима Бит-Хариби, мировой знаменитости, который поет на армейском языке. Он специально приехал из Грузии на нашу премьеру. И это не просто обогатило, а это вдохнуло вот те сакральные смыслы, которые мы пытаемся в фильме транслировать.

Василий Киров, ведущий: Вот даже по кадрам мы видим, что география съемок впечатляет. Даже видим людей не славянской внешности, но православной веры. Расскажите, вот собственно Святая Земля, Сион, Эфиопия, пещеры Псково-Печерского монастыря, Соловки, Гонконг. Вот какая связь у этих мест? И как вы их связали в фильме?

Сергей Дебижев, режиссёр, сценарист: Представьте себе, когда на одной чаше весов находится Эфиопия – главная православная страна Африки, с этими храмами, высеченными в скалах вертикально в виде крестов, где свои ритуалы происходят, и Гонконг, где, так сказать, творится псевдобудущее человечества. Хотелось столкнуть между собой некий традиционный взгляд на мир, углубленный и внимательный, и молитвенный, и вот этот абсолютно материальный, где из ада, так сказать, вырастают небоскребы, где жизнь человеческая практически уже ничего не стоит, сам человек, доведенный до состояния дисциплинированного потребителя, фактически перестает иметь значение как духовная личность. Вот это столкновение этих двух миров в фильме показано довольно объемно.

Ксения Бобрикова, ведущая: У вас религиозно-философская картина. А к какому зрителю вы обращаетесь? Будет ли она интересна представителям других конфессий или даже атеистам?

Сергей Дебижев, режиссёр, сценарист: А разве нам не интересен буддизм, ислам, зороастризм? Конечно, для того чтобы расширять свой духовный объем, нужно знать все то, что происходит не только в культурной, религиозной и исторической среде. Мы же живем в вечности, мы, в отличие от псевдосовременных каменных джунглей, которые живут во времени, мы живем в вечности. Нам достался вот этот отрезок вечности. Мы не отрицаем, мы понимаем связь с тем, что было до и с тем, что будет после, но мы находимся здесь и сейчас. Поэтому вот те контрасты, которые в нашей картине, они, мне кажется, добавляют выразительности, а наш зритель – это самый широкий зритель. Особенно мне важно, чтобы молодые люди смотрели картину, поэтому она и сделана с такой степенью выразительности, с эффектами, со всеми, так сказать, приемчиками, включая нейросети. Поэтому независимо от того, как говорится, есть Бог или нет, жить нужно так, как будто он есть.