ДАРЬЯ ПАТРИНА:
Где находится Фландрия? Если очень грубо — это территория нынешней Бельгии, северо-запад Европы. В Северном море граничит с Великобританией, а по суше прижимается боками к Германии, Люксембургу, Франции и к единокровной сестре Голландии.
Да-да, когда-то в 16 веке, нынешние Голландия и Бельгия были едины, носили общее имя – Нидерланды (то есть «низкие земли»), включали 17 провинций и управлялись королём Испании из старшей ветви династии Габсбургов. Но так продолжалось недолго. 7 северных провинций отделились, и появилась Голландия. Южные остались под испанской короной. И это была Фландрия.
Тому были предпосылки политические и экономические, но главный раздел – по линии религиозной. В пику аскетичному протестантизму, католическая церковь удерживала сторонников пышностью храмового убранства и красотой церковных церемоний.
КОНСТАНТИН ПЕРЕДЕРИЙ, настоятель католического прихода Матери Божьей Лурдской:
Бог — наивысшее проявление красоты. Соответственно, искусство, красота помогают нам, то есть являются тем мостом, той связью, помогают человеку открываться Богу.
Жизнелюбие фламандцев оказалось созвучно новой наступившей эпохе – эпохе барокко. Расцвет фламандской живописи – начало 17 века, период 12-летнего перемирия в 80-летней и, по сути, гражданской войне. Голландия заняла устье реки Шельды и отрезала Фландрию от прямого выхода к морю. Поэтому так часто на картинах Рубенса и современников – морские нимфы и бог свободной торговли Меркурий.
ТАТЬЯНА КОСОУРОВА, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
Конечно, они мечтали о выходе к морю, освободить Шельду, и вообще получить свободу. Первая половина XVII века была тем временем, когда были передышки между конфликтами, и в это время наблюдается необыкновенный расцвет искусства.
Уже со Средних веков Фландрия – экономически успешный регион. Основные предметы экспорта – шпалеры, кружева и кожаные обои. На полях Брабанта рос лён, нити из которого отличались особой шелковистостью, и брабантские кружева славились на весь мир. В одеяниях на фламандских парадных портретах того периода с одной стороны – очевидное испанское влияние, с другой – обилие брабантских кружев.
А центром производства шпалер – тканых безворсовых ковров — был Брюссель. В эпоху барокко они первые поймали смену стилей. Картоны для многих шпалер рисовал Рубенс. Новые античные сюжеты, воздух и перспектива, широкие орнаментированные бордюры – это его идеи…
ТАТЬЯНА КОСОУРОВА, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
Брюссельские мастерские отличались высочайшим качеством работы. Там были высокие стандарты, и если они не соблюдались, шпалеру могли даже уничтожить.
ДАРЬЯ ПАТРИНА:
В Париже Петру I подарили 10 брюссельских шпалер. Как человек увлекающийся, что он придумал? Строить в Петербурге шпалерную мануфактуру. Что нам осталось от того плана? Улица под названием «Шпалерная».
Фламандских следов в истории и топонимике Петербурга не так уж много. Зато в Эрмитаже – роскошная коллекция фламандской живописи. Впрочем, как и голландской. И есть возможность сравнить эти две школы в моменте их главного мировоззренческого расхождения – на рубеже XVI и XVII веков.
ТАТЬЯНА КОСОУРОВА, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:
В Голландии процветала строгость, скромность, никаких излишеств ни в украшении церковных интерьеров, ни в украшении жилищ. Во Фландрии было всё наоборот. Были пышные дворцы, большие помещения. Даже если мы посмотрим на картины фламандских художников, мы поймём, что в маленькие скромные интерьеры они не поместятся чисто физически. Соответственно, эта радость жизни, это изобилие всего было поставлено во главу угла.