Тюльпаны, розы, анемоны. Необычайно яркие эти цветы будто бы запечатлены художниками только что. Смотря на картину «Цветы среди архитектуры» Абрахама Брейгеля и Давида де Конинка, даже невозможно поверить, что ещё совсем недавно она выглядела вот так.
Почти 80 лет без реставрации, казалось, не оставляли шансов увидеть произведение таким, каким задумывали его художники. 6 специалистов Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа шаг за шагом восстанавливали картину больше года. Причём из-за внушительных размеров полотна работать иногда приходилось даже на полу. Самый трудный этап — утоньшение старого реставрационного лака.
МАКСИМ ЛАПШИН, художник-реставратор Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа:
Лак, как выяснилось по исследованиям, состоит в основном из масла. И это в процессе работы создавало трудности. Потому что масляные лаки близки к исходным материалам, которыми написана эта картина — масляная живопись. Потому нам приходилось работать очень осторожно. Выяснилось, что некоторые детали композиции художник менял. В частности, изображение большого павлина — оно то ли задумывалось иначе (он сидел в другую сторону), то ли был второй павлин, от которого художник потом отказался. И там же рядом — группа цветов, которая переписана. Отдельные бутоны художник убрал.
Это произведение специалисты называют ярким примером развития фламандской живописи. Написанное в 80-е годы XVII века полотно, при своей фламандской сути — ещё и дань уважения итальянской художественной традиции. Ведь оба художника долго работали в Риме и Неаполе — общение с мастерами и удивительная природа этой страны отразились в их творчестве.
МИХАИЛ ДЕДИНКИН, куратор выставки, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
Это удивительно важная для жанра натюрморта эпоха, когда он эмансипируется. И становится уже самостоятельным жанром, который не требует никакого дополнительного смыслового пояснения. Не обязательно включать сюда евангельские сюжеты, какие-то исторические мотивы. Натюрморт самоценен.
Ещё одно произведение, реставрацией которого для выставки занимались здесь же, в РХЦ, «Охотничьи трофеи». Этот картон или бумага, наклеенная на холст для одной из шпалер серии «Сцены охоты на диких зверей». Он ещё и показывает статус заказчика. Ведь леса в Европе номинально были закрыты, и оказаться там могли себе позволить только аристократы высшего уровня. Они и покупали подобные работы именно во Фландрии. В XVII веке художественные ковры и шпалеры — это то, на чём специализируется регион. Брюссель и Антверпен — столицы индустрии по производству роскоши.
ВЛАДИСЛАВ СТАТКЕВИЧ, хранитель коллекции фламандской живописи XVII века Государственного Эрмитажа:
Наряд девушки говорит о моде времени, когда это произведение создавалось. Благодаря её костюму, мы можем датировать это произведение 1640 годами. Это и характерные ювелирные украшения, и причёска, которая входит в моду.
Над этой композицией также работали два художника. Ученик мастерской Рубенса Абрахам ван Дипенбек изобразил фигуры и лошадь, а художник-анималист Питер Буль — фигуры убитых животных. Размеры произведения впечатляют.
АНДРЕЙ АНДРЕЕВ, художник-реставратор Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа:
Картон — это промежуточная стадия между эскизом и готовой шпалерой. О том, что это эскиз, свидетельствует графитная клетка — это прямые, пересекающиеся между собой линии. Они говорят о том, что перед картоном был действительно сделан эскиз, с которого изображение переносилось на большой формат. На формат, с которого дальше будет ткаться шпалера, и эти линии видны при внимательном рассмотрении через тонкие слои красочного слоя.
Впрочем, через эти тонкие слои мы можем рассмотреть не только задумку и её воплощение в работе художников, но и разглядеть удивительный отпечаток того парадоксального времени. Конец XVII века в Европе — эпоха бесконечных войн, в том числе, религиозных. Но при этом невероятный расцвет живописи и умение смотреть на мир с оптимизмом и радоваться каждому дню. Настоящее искусство жить — «ARS VIVENDI», которое и стало названием будущей выставки в Эрмитаже.